ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ТАЙНЫ КАТАСТРОФ -- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ




"ТРЭШЕР" СПУСКАЕТСЯ В АД

 ПРОДОЛЖЕНИЕ

  

 

Сигналов больше нет

В 9.12 — снова проверка связи, которая совсем разладилась. Запускается так называемый “контроль Гертруды”. И это последнее рабочее сообщение. В 9.13 на катер поступает тревожная весть: “Есть некоторые проблемы. Угол положительный... вертикаль... Пробую продуть... Буду информировать”. Что за “некоторые проблемы”?

Следующие отрывочные фразы означают, что командир Харвей собирается подниматься. “Продуть”— значит накачать сжатый воздух в цистерны лодки, не поднявшись прежде в область менее сильного давления. Мероприятие весьма сомнительное, и, похоже, Харвею оно не удается, иначе он не сообщал бы о “попытках”, а сказал бы, что “продул”. Самую последнюю фразу тоже вряд ли можно назвать обнадеживающей.

На “Скайларке” у телефона постоянно дежурит лейтенант Джеймс Д. Уотсон. Как только слышится хоть какой-то намек на сообщение, капитан Хекер тут же придвигается к микрофону и четырежды кричит: “У вас все под контролем?” Затем он дает координаты катера, запрашивает “Трэшер” и сообщает, что поверхность воды спокойная, — это значит, что подводная лодка может всплывать.

Никакого ответа.

Вскоре присутствующие в радиорубке слышат шумы, очень похожие на те, что сопровождают выпуск сжатого воздуха.

Но вот в 9.16 они получают исковерканное сообщение и полагают, что среди потока слов могла прозвучать фраза “тестовая глубина”. Уотсон к тому же уверяет, что перед ней он слышал слово “превысил”.

В 9.17 приходит последнее сообщение, разобрать которое практически невозможно: “900... север”. Скорее всего это данные о местоположении. И все. Больше никаких сигналов.

В 9.18 лейтенант Уотсон снова слышит громкий шум. Позже он станет уверять, что тогда ему показалось, будто подлодка развалилась на части. Но можно сделать и другой вывод: связь в последние двадцать минут резко ухудшилась, значит, полученные неразборчивые сообщения могут означать всего лишь поломку канала связи.

Начиная с 9.20, капитан Хекер приказывает посылать запросы каждую минуту. Тем временем океан становится неспокойным, небо затягивается пеленой облаков. “Скайларк” настойчиво продолжает выходить на связь, но в ответ — гробовая тишина. Мысль о том, что коварная Атлантика навсегда поглотила самую современную атомную подводную лодку, все чаще приходит в голову капитану Хекеру. Обстановка на борту “Скайларка” накаляется с каждой минутой.

В 9.40 лейтенант Уотсон уточняет у капитана, не пора ли сообщить об исчезновении “Трэшера” в штаб ВМФ, но Хекер делает последнюю попытку: ровно через десять минут он бросает за борт ручную гранату. Ударная волна всколыхнет глубины, что послужит “Трэшеру” неукоснительным требованием всплыть на поверхность. В ответ — тишина. Никакого движения.

Район испытаний

Лишь в 10.45 Хекер решается, наконец, запросить по радио военно-морскую базу в Нью-Лондоне, где закладывалась субмарина. Сообщение, принятое на базе, возвестит о крупнейшей катастрофе, происшедшей на флоте в мирное время, и будет зафиксировано под номером “101604Z”. Капитан Хекер сообщит, что атомная подводная лодка, по всей видимости, уже находится на максимальной тестовой глубине погружения и с 9.17 от нее нет никаких сигналов. При этом самая тревожная информация с “Трэшера” (“Есть некоторые проблемы”) вообще не будет упомянута. Ко всему прочему у “Скайларка” ни с того ни с сего ломается собственная радиоустановка. Кроме того, с катера никак не удается связаться с Нью-Лондоном и приходится менять частоту. Сообщение под указанным номером поступит на базу только в 12.45.

Верховный главнокомандующий подводными силами в Атлантике находится в это время в Анаполисе. Он узнает о таинственном исчезновении “Трэшера” лишь тогда, когда все командование возвратится в штаб-квартиру в Норфолк, штат Вирджиния.

Это произойдет в 14.35. На поиски подводной лодки тотчас отправляются самолеты и специальное судно “Рикавери”.

В 15.35 в Пентагоне, в кабинете адмирала Джорджа В. Андерсона, руководителя военно-морскими операциями, раздается телефонный звонок. Положив трубку, Андерсон в течение получаса информирует о чрезвычайном происшествии всех важных военных чинов и политиков, включая президента Джона Кеннеди, который только теперь — то есть 6 часов спустя! — получает известие об исчезновении новой субмарины. Поиски продолжаются. До захода солнца пять эскадренных миноносцев, один фрегат и две подводные лодки дополнительно перебрасываются в поисковую зону.

Временно исполняющий обязанности главнокомандующего подводным флотом в Атлантическом океане вызывает вертолет и приказывает пилоту сесть на одно из судов. Здесь он устраивает допрос лейтенанту Уотсону и внимательно просматривает вахтенный журнал, в котором запротоколированы переговоры по подводному телефону. Американского генерала ожидает весьма неприятная неожиданность — никто на “Скайларке” до сих пор почему-то не упомянул о последнем сообщении с “Трэшера”. Только на исходе дня политикам и военным, наконец, становится ясно, что произошла катастрофа. Нервозность продолжает нарастать.

Одна из двух подводных лодок, “Сивульф”, неожиданно ловит странное излучение и непонятные звуки, а в 17.30 с “Рикавери” приходит сообщение: в семи милях южнее того места, где еще в 9.17 находился катер “Скайларк”, на поверхности воды обнаружена масляная пленка. Чуть позже там вылавливают несколько кусков пробки и пластика размером со стандартную папку для бумаг. Пробкой, служившей изоляционным материалом, была выложена вся внутренняя часть корпуса “Трэшера”, а обнаруженный пластик обычно использовался на атомных подводных лодках для защиты от радиации. Адмирал Андерсон решает проинформировать всех родственников членов экипажа пропавшей субмарины.

В Портсмуте по его команде собираются семь офицеров — в основном, командиры других подлодок — и начинают обзванивать семьи. Их сообщение кратко: “Подводная лодка “Трэшер” не прибыла вовремя. Мы ищем ее, и если получим информацию, поставим вас в известность”.

Позже сведения о 129 человеках, пропавших в океане, появятся во всех сводках ВМС, но выглядеть они будут очень скупо: фамилия, имя, должность, личный номер и место службы. В них не говорится, что Билли Клир — ENI (SS)-P2, 467 68 55, USN, USS “Thresher” — так гордился своим малышом, что одел его в маленький морской костюмчик и сфотографировался с сыном перед самым отплытием. В них нет ни слова о том, что дочь Чарльза Виггинса — FTG1-P2, 418 64 79, USN, USS “Thresher” — отныне напрасно будет ждать своего отца. В них нет совета, каким образом Ирен Харвей сможет объяснить своим сыновьям, почему их папа, командир самой современной подводной лодки в мире, убит этой дьявольской посудиной. “Бог примет их”, — единственная фраза, которую скажет репортерам мать Харвея, безутешная в своем горе.

Несколько жен, узнав о случившемся, примчатся на верфь. Там они сразу же попадут под опеку священников, имеющихся в штате ВМС. Журналисты тоже поспешат в Портсмут, только с иной целью — сфотографировать плачущих женщин и накопать побольше сенсаций. Тут же, например, они поспешат сообщить, что механик Дональд Дж. Маккорд после пробного плавания “Трэшера” должен был перевестись на другую лодку. Вот, дескать, какова судьба! Еще перед отплытием командир Харвей получил строгий приказ: что бы ни случилось, сообщить о себе 10 апреля в 21.00. Но и в условленное время — никаких сигналов, а значит, потеряна последняя слабая надежда.

Ранним утром 11 апреля поисковые корабли снова находят масляные пятна и другие предметы, среди которых — перчатки, которые надевают в реакторной.

В 10.30 адмирал Андерсон выступает перед прессой и официально объявляет о потере атомной подводной лодки. Один из журналистов спрашивает его, могли ли на глубине выжить люди. Ответ адмирала звучит как приговор: “Думаю, нет”. С этого момента 129 человек считаются не пропавшими, а погибшими, что гарантирует семьям несчастных выплату денежных компенсаций. Но к чему деньги, когда нет кормильцев? Президент Кеннеди в своем выступлении выражает глубокое соболезнование.

В пятницу, 12 апреля, на верфи в Портсмуте приспускают флаг. Верфь, едва ли не самое оживленное место города, на несколько минут словно вымирает. Матросы и солдаты стоят “смирно”, рабочие снимают защитные шлемы... Случай с “Трэшером” — не только крупнейшая катастрофа ВМС США в мирное время, но и вообще ужасающая по числу жертв трагедия. В первый раз затонула атомная подводная лодка. Скорее всего именно последнее обстоятельство больше, чем все остальное, вынуждает американских военных лихорадочно искать ответы на два вопроса: почему она затонула и где может находиться?

ДАЛЬШЕ >>>>>




ОГЛАВЛЕНИЕ

Морская лисица выходит на охоту

Максимальная глубина

Коварная Атлантика

Последний шаг SNN-593

Сигналов больше нет

Жертва халатности?

Слабость конструкции?

Версия компьютера

Где же ядерный реактор?


в "ТРЭШЕР"

в МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ

в ТАЙНЫ КАТАСТРОФ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА

в ФОТОАРХИВ


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА 










Хостинг от uCoz