ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
ТАЙНЫ КАТАСТРОФ
-- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ"ТРЭШЕР" СПУСКАЕТСЯ В АД
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Последний шаг SNN-593
Итак, “Скайларк” сопровождает “Трэшер”, держа курс на юго-восток. Проходит четыре часа, а субмарина все еще на поверхности. За это время экипаж успевает настроить радар и сонар, отрегулировать все рули, а также испытать реактор и паровые турбины.
"Трэшер". Вид с кормы |
Ровно в 12.30, когда “Трэшер” и сопроводительный катер находятся примерно в 50 км юго-восточнее Портсмута, звучит приказ на погружение, к выполнению которого призывают два коротких гудка бортовой сирены. На центральном посту сидят два “пилота”, управляющие горизонтальными рулями. Рядом с ними светится “елка”, контрольное табло, нашпигованное маленькими лампочками, каждая из которых информирует о состоянии клапанов, люка, торпедных шахт и других отверстий, имеющихся в корпусе. Сейчас все закрыто — “елка” горит зелеными огнями, иначе зажглись бы красные. Шипит и свистит воздух, улетучивающийся из больших балластных цистерн. В несколько мгновений субмарина проглатывается морем и исчезает под водой. Пока лодка погружается на первые десять метров, экипаж осуществляет глобальную проверку всех систем. Прежде всего прогоняются тесты на водонепроницаемость, позже подвергаются контролю привод и управление.
К 21.00 все проверки окончены, и командир Харвей позволяет себе облегченно вздохнуть. Атомная подводная лодка и сопроводительный катер держат курс на юго-восток. Их цель — самый край материкового цоколя. Там, где морское дно резко обрывается вниз, в глубокую бездну, “Трэшер” сможет осуществить погружение на максимальную глубину. На следующий день, 10 апреля, в 7.45 утра лодка находится приблизительно в 350 км от Портсмута. “Скайларк” стоит строго над ней. Море спокойно, дует легкий северный бриз. Куда ни кинь взгляд — никаких судов, только океанская гладь безбрежнойАтлантики.
В 7.47 “Трэшер” начинает погружение на максимальную тестовую глубину. Харвей передает на катер, что собирается пробыть под водой шесть часов. На “Скайларке” продолжают поддерживать связь по подводному телефону. Хотя катер снабжен сонаром с радиусом действия до 3400 метров, “зацепить” с его помощью “Трэшер” почему-то не удается. Теперь “Скайларк” напоминает слепого сторожа, который слышит звон, да не знает, где он. “Трэшер” медленно, но верно скользит вглубь океана. Во время испытаний погружение происходит иначе, нежели в боевой обстановке, — то есть не
в режиме “нон-стоп”, а по “шагам”: примерно каждые 200 футов (около 65 метров) процесс прерывается, идет короткий контроль, затем лодка снова опускается еще на один “шаг” и так далее. После очередных 100 футов командир выравнивает субмарину и приводит ее в горизонтальное положение. С каждым метром глубины давление на квадратный метр площади увеличивается на целую тонну. Это значит, что на 300-метровой глубине на один квадратный метр сигарообразного корпуса давит 300 тонн. Колоссальная мощь! Ни одна подводная лодка не может быть абсолютно герметичной.
После очередного “шага” погружения члены экипажа осматривают все помещения в поисках воды и через микрофоны, которые закреплены у них около рта, как у диспетчеров или летчиков, сообщают о наблюдениях на центральный пост. Течи могут появиться прежде всего на буксах, клапанах, в торпедных аппаратах и люках — то есть там, где прервана внешняя обшивка судна. Как правило, появляются всего несколько капель. “Подлодка плачет!” — говорят в таких случаях матросы. Когда лодка оказывается на глубине 300 футов (90 метров), Харвей собирает информацию со всех отсеков. Проанализировав отчеты, он считает, что все в норме, а потому приказывает продолжать погружение. С каждой секундой давление увеличивается, и вскоре слышится клацанье металла в длинных цилиндрах. Да и сама лодка, плотно зажатая в мощнейшие тиски, начинает дрожать. Погружение любой субмарины достигается заполнением балластных цистерн забортной водой, а всплывает лодка за счет выдувания воды из цистерн сжатым воздухом. Естественно, чем глубже находишься, тем тяжелее вытеснить воду из-за сильнейшего давления за бортом. Стало быть, для удержания лодки на заданной глубине одна только система балластных цистерн уже не годится. Эту функцию выполняют горизонтальные рули, управление которыми осуществляется как в самолете. “Пилоты” сидят в овальных креслах, держа в руках штурвалы, очень похожие на те, что имеются в кабинах реактивных истребителей.
В 7.52 “Трэшер” выходит на связь и сообщает о погружении на 400 футов (122 метра).
В 8.00 на “Скайларк” приходит сообщение о дальнейшем курсе лодки. Катер принимает его и передает свои координаты. Капитан “Скайларка” Хекер решает не наносить курс подлодки на морскую карту.
В 8.09 с “Трэшера” вещают, что достигнута половина максимальной глубины погружения. В следующие полчаса Харвей подвергает подлодку серьезным испытаниям. “Скайларк” продолжает зависать над субмариной, получая информацию о дальнейших изменениях курса.
В 8.35 “Трэшер” информирует, что делает последний “шаг” — идет на максимальную глубину. Следуют дальнейшие плановые сообщения с заметным ухудшением качества связи.
В 9.02 с катера запрашивают очередное уточнение данных. Сигнал на подлодку приходит искаженным, ибо оттуда отвечают: “Просьба повторить”.
В 9.09 “Трэшер” достигает, наконец, максимально допустимой глубины погружения — 330 метров.
Минуту спустя с подлодки посылают сигнал об изменении курса. До этого момента все идет по плану..
.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Морская лисица выходит на охоту
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА