ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
ТАЙНЫ КАТАСТРОФ
-- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ"НОВОРОССИЙСК"
29 июня 1910 г. на верфи компании «Ансальдо Джордино» в Генуе заложили линкор «Джулио Чезаре», и в конце 1913 г. он поднял военно-морской флаг. Однотипными ему были «Леонардо да Винчи» и «Конти ди Кавур». В первой мировой войне итальянские линкоры не отличились, напротив, понесли потери. В сентябре 1915 г. в кормовых погребах стоявшего в Бридзини броненосца «Бенедетто Брин» занялся пожар, и после взрыва боезапаса корабль затонул, унеся в пучину 385 человек. А в августе 1916г. подобный пожар, и тоже в кормовом погребе, возник на «Леонардо да Винчи», и после детонации линкор перевернулся и затонул - погибло 203 моряка. После войны выяснилось, что оба корабля погубили подкупленные австро-венгерскими агентами матросы, установившие в погребах «адские машины».
ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ: ДО И ПОСЛЕ ВЗРЫВА
В 30-е гг. «Джулио Чезаре» модернизировали, усилив бронепалубы над машинным и котельным отделениями, заменив котлы и турбины, чтобы повысить скорость; вместо треногой фок-мачты смонтировали массивную надстройку с дальномерами и постами управления артиллерийским огнем, среднюю башню главного калибра сняли, в ее погребе разместили дополнительные котлы, а на верхней палубе - две катапульты для гидропланов-разведчиков. Обновили артиллерию среднего калибра и переделали носовую часть. В таком виде линкор встретил вторую мировую войну, в которой вновь не отличился. Так, в июле и ноябре 1940 г. он вместе с другими итальянскими кораблями встречался с британскими линкорами, и оба раза итальянцы отступали. В сентябре 1943 г., после выхода фашистской Италии из войны, линкор пришел на Мальту и сдался англичанам.
После раздела итальянского флота между державами-победительницами «Джулио Чезаре» достался Советскому Союзу, а новые линкоры «Литторио» и «Витторио Венетто» заполучили американцы и англичане - и тут же продали на слом: у союзников и своих хватало. «Джулио Чезаре» приняла команда североморского линкора «Архангельск», после чего он вошел в состав Черноморского флота.
...Затонувший корабль покоился на глубине 16-18 м в 130 м от Госпитальной стенки, от поверхности до днища было 2-3 м. В марте 1956 г. приступили к подготовке подъема, которым руководил инженер-капитан 1-го ранга (впоследствии контр-адмирал) Н.Чикер. На днище «Новороссийска» установили шлюзовые камеры, заварили более 200 забортных отверстий и пробоину, из артпогребов извлекли 96 т пороховых полузарядов. 4 мая в корпус стали нагнетать сжатый воздух, вытесняя воду из помещений. Линкор всплыл, и его, не переворачивая, отвели в Казачью бухту и разобрали.
В последние годы кое-кто писал, что после трагедии у нас поспешили сдать на слом бывшие итальянские корабли, видно, опасаясь новых диверсий. Да, в феврале 1956 г. из списков флота исключили субмарины И-41 и И-42, спустя два года - легкий крейсер «Керчь». Но к этому времени у нас строили новые крейсера проекта 68-бис и подводные лодки проектов 613 и 611.
А вот за два года до гибели «Новороссийска» из боевого состава вывели бывшие итальянские эсминцы, получившие у нас названия «Легкий», «Ловкий», «Ладный», «Летный» и «Лютый». Видимо, с поступлением на флоты кораблей советской постройки, надобность в трофейных отпала. Однако их «отставки» не имели никакого отношения к событиям 29 октября 1955 г.
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА