ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ТАЙНЫ КАТАСТРОФ -- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ


"НОВОРОССИЙСК"




Будучи в свое время государственным инспектором безопасности мореплавания, я не раз участвовал в расследовании аварий. Попробую рассмотреть случившееся с линкором «Новороссийск», исходя из собственного опыта. Моя военная специальность - минер, и берусь утверждать, что если бы мину «разбудил» отданный якорь, она сработала бы сразу, а не через четыре с лишним часа.

КОГДА НА МОСТИКЕ ДВА КАПИТАНА

"Техника-Молодёжи", №10-1998 г.

Кстати, взрыватели немецких донных мин обладали высокой чувствительностью и реагировали на магнитное поле судов, когда те приближались к ним примерно на 70 м. Но нередко срабатывали преждевременно, поэтому немцы включали в электрическую цепь блок задержки либо подсоединенные к нему датчики, фиксировавшие изменение гидростатического давления или шумы корабля. Причины самовзрывов таких мин, насколько мне известно, установить не удалось, грешили на магнитные бури, грозовые разряды и сочетание прочих разных факторов.

Можно предполагать, что под линкором оказалась магнитная мина или авиабомба замедленного действия, а то и мощный фугас. Любопытно, что многие сочли взрыв двойным. Этому есть объяснение. Ил более плотный и вязкий, нежели вода, и ударная волна распространялась по всем направлениям, пока не разорвался верхний слой грунта и поток раскаленных газов не устремился вверх, под днище «Новороссийска». Обладая некоторой инерцией покоя, ил несколько сдерживал распространение ударной волны, но затем она пошла вниз, достигла дна и, отразившись, двинулась вверх - вот и получился как бы второй, направленный взрыв. Это подтверждается тем, что палуба и носовые надстройки были облеплены илом.

Многие полагают, что если у аварийного судна затопило отсеки с обоих бортов, то это не должно повлиять на его устойчивость, разве что увеличится осадка. Неверно. Заполнившую помещения воду следует рассматривать как жидкий груз, и если над ним образовалась воздушная подушка, то при малейшем толчке он может сместиться. После того как носовая часть «Новороссийска» опустилась на дно, возникла направленная вверх сила реакции грунта, а равнодействующая сил поддержания корабля на плаву уменьшилась на ее величину и возник опрокидывающий момент.

Теперь рассмотрим организацию борьбы за живучесть. Ссылки на конструктивные недостатки линкора неубедительны, итальянцы всегда считались хорошими корабелами и умели рассчитывать прочность водонепроницаемых переборок, а после ремонтов и модернизации их пересматривали. Если бы они не соответствовали нормам безопасности, корабль просто не выпустили бы в море.

Экипаж «Новороссийска» действовал правильно, но совершенно непонятно, что делал у пробоины на верхней палубе капитан 2-го ранга Сербу-лов - ему следовало руководить аварийными партиями с главного либо запасного командного поста, тем более, что средств у него хватало, да и силовую установку ничто не мешало пустить в действие. Еще большее недоумение вызывает то, что не занятых борьбой за живучесть моряков не эвакуировали. И совершенно никакому объяснению не поддается поведение командующего флотом и его окружения. Адмиралы превратили офицеров линкора в «мальчиков на побегушках», чьи действия сразу же стали неэффективными. По опыту знаю: если на мостике соберутся два капитана, ничего путного не жди!

Радиосвязь «Новороссийска» с берегом не прерывалась, и если адмиралам хотелось поучаствовать в спасательных операциях, то следовало создать на суше штаб, предоставить собранным там специалистам документацию, чтобы они по мере поступления докладов передавали рекомендации командованию линкора. Именно такой порядок существовал на судах Минрыбхоза СССР - помню, однажды в опытовый бассейн спустили модель бедствующего судна и «проиграли» на ней все варианты спасательных операций, завершившихся полным успехом.

Не берусь утверждать, кто именно был непосредственным виновником гибели флагмана Черноморского флота. А вот усилиями должностных лиц с адмиральскими погонами «мальчиков на побегушках» превратили в «мальчиков для битья», а потом и в «козлов отпущения». Истинные же виновники катастрофы так и ушли от ответственности...

>> ДАЛЬШЕ




ОКТЯБРЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ

ВЕРНУЛСЯ И СКАЗАЛ: "ЖИВОЙ!"

НЕТ, ЭТО БЫЛА НЕ МИНА

...И УСКОРИЛИ ЕГО ГИБЕЛЬ

ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ: ДО И ПОСЛЕ ВЗРЫВА


в "НОВОРОССИЙСК"

в МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ

в ТАЙНЫ КАТАСТРОФ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА 










Хостинг от uCoz