ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
НЕНАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА
СОКРОВИЩА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
"ЗОЛОТАЯ ЛОДКА"
ПРОДОЛЖЕНИЕ
...Прошло полвека. Только немногие, оставшиеся в живых свидетели могли рассказать о том, как огромная лодка с золотом ушла в пучину Центральной Атлантики. Открытие в 1994 году архивов Второй Мировой войны в США, Японии, Германии и других странах вызвало новую волну интереса к событиям пятидесятилетней давности.
13 января 1995 из Калининграда вышло научно-исследовательское судно Академии Наук “Академик Мстислав Келдыш” с двумя глубоководными обитаемыми аппаратами “МИР” на борту. “Келдыш” направился в Центральную Атлантику, среди научных задач в программу работ входил поиск затонувшей в июне 1944 года японской подводной лодки I-52. По контракту между Российской Академией Наук и английской фирмой ORCA ltd., российская сторона должна была осуществить батиметрическую и гидролокационную съемку для выявления целей на дне и выполнить серию погружений на обитаемых аппаратах МИР-1 и МИР-2 для идентификации этих целей. Район работ, расположенный в западной части котловины Зеленого Мыса, получивший название “Долфин” был разбит на 2-х полигонах с площадями 210 и 270 квадратных километров. Выбор границ полигонов основывался на предоставленных английской стороной координатах масляного пятна, обнаруженного летчиком третьего самолета июньским утром 1944 года. В начале февраля с помощью глубоководного буксируемого комплекса “Звук-Л” с гидролокатором бокового обзора и акустическим профилографом была проведена гидролокационная съемка дна. По кабелю на борт судна передавались эхосигналы. Оператор получал эхограмму профилей осадков и изображение поверхности дна в полосе шириной 1,5 км. В процессе буксировки “Звука” отбирались цели, вид которых на гидролокационных изображениях, соответствовал предполагаемому объекту поиска - подводной лодке I-52. В общей сложности было выявлено 26 целей.
7 февраля под воду ушли подводные аппараты МИР-1 и МИР-2. Около трех часов опускались гидронавты в кромешной тьме пока, наконец, на экране эхолота на глубине 5000 метров не появилось дно. Через несколько минут свет включенных подводных прожекторов отразился от бело-серого осадка. Командир аппарата МИР-1 А. М. Сагалевич обследовал северную часть полигона, южнее работал второй экипаж с командиром Е. С. Ченяевым на МИР-2. Используя сигналы от 5- ти гидроакустических маяков-транспондеров, установленных на грунт, экипажи получали информацию о местоположении аппаратов в любой момент времени. Аппараты шли от цели к цели, отмеченные на эхограмме. В тот день я находился на борту МИР-1 и могу сказать, что ничего похожего на лодку или ее обломки мы не обнаружили; однообразная картина серого грунта с небольшими бугорками и ложбинками лишь изредка скрашивались появлением гряд с выходами коренных пород, кое-где у подножия гряд появлялись крупные обломки камней. Уже 10 часов экипажи находились под водой, температура в отсеке давно уже упала до 11 градусов, устали глаза. И только мысль о том, что мы - первые и, наверное, единственные люди
, побывавшие здесь, на глубине 5000 метров и еще теплившаяся надежда увидеть хоть какой-нибудь предмет искусственного происхождения, заставляли продолжать движение по маршруту. Но запас энергии аккумуляторов неумолимо уменьшался, пора было откачивать воду из балластных цистерн и начинать всплытие к поверхности, где нас уже ждали на “Келдыше”.13-го и 20-го февраля 1995 года было сделано еще по два погружения МИР-1 и МИР-2. Перед каждым двойным спуском устанавливался и привязывался к географическим координатам навигационный полигон из шести подводных транспондеров. Погружения мало чем отличались от первого спуска; следов затонувшей японской лодки не было обнаружено в выбранном для работ районе. Тогда нам не повезло и 22 февраля “Академик Мстислав Келдыш” ушел на юго-запад, где предстояло изучить гидротермальное поле.
В это же время в районе гибели I-52 находилось другое российское судно “Южморгео”, принадлежащее организации “Южморгеология” в Геленджике. Вначале апреля “Южморгео” вышло из Лонг-Бич, Калифорния и через две недели в Барбадосе на борт села группа американцев, в составе которой находился Том Детвейлер - великолепный специалист, который помог найти “Титаник” и “Бисмарк”. На борту судна находился глубоководный буксируемый аппарат с локатором бокового обзора МАК-1М и буксируемый аппарат “Нептун” с 7-ми км кабелем, видеокамерой и фотосистемой. “Южморгео” было арендовано фирмой 47- летнего американского историка Пола Тидвелла. В конце 80-х годов Тидвелла заинтересовала история японской золотой лодки, постепенно, словно мозаику, он собирал информацию о I-52. В 1990 году после рассекречивания документов времен Второй мировой войны в Национальном архиве Вашингтона, Пол Тидвелл обнаружил материалы о I-52, в том числе и секретные донесения, переговоры Берлина и Токио. Поездка американского историка в Японию, работа в архивах и беседы с родственниками погибших японских подводников также пролили свет на события полувековой давности.
Но прошло уже две недели поисков, было обследовано более 100 кв. миль донной поверхности - никаких следов лодки не было. Дэвид Джордан еще раз вводит в компьютер все имеющиеся данные: курсы I-52, U-530 и “Боку”, координаты, передаваемые летчиками во время атаки на японскую лодку. Эта коррекция помогла исследователям: в 3-30 3-го мая гидролокатор бокового обзора обнаружил крупноразмерную цель. 5-го мая 1995 года телекамера буксируемого аппарата Валерия Казаченко передала на поверхность изображение троса, и через несколько секунд аппарат оказался над кормовой частью подводной лодки. Теперь Тидвелл знал самое главное - точные координаты I-52. После анализа, сделанных на глубине фотографий, стало ясно, что поврежденная лодка легла на ровный грунт с креном на правый борт, а разбросанные вокруг, особенно на северо-востоке, обломки и фрагменты груза указывали на очень сильные повреждения. Окончательное выяснение деталей и идентификация лодки требовали участия глубоководных обитаемых аппаратов, экипажи которых прямо на месте могли бы принимать точные и быстрые решения, а в случае обнаружения золотых слитков, могли забрать их и доставить на поверхность.
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА