ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
ИСЧЕЗНУВШИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ
ТАЙНА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ГЛЕНА МИЛЛЕРА
Последняя серенада Глена Миллера
Его любимой книгой была Библия. Его любимым автором был Дэймон Ранион. Но его любимая фраза была не из Библии и не из книг Раниона, её автором был Дюк Эллингтон: ”It Don’t Mean a Thing if It Ain’t Got That Swing!”
Гленн Миллер, второй сын Элмера Миллера и Мэтти Лу Кавендер, родился в маленьком городке Кларинда в штате Айова. Через семь лет семья переехала в Трион, штат Небраска. Жизнь в Небраске, до сих пор считающейся символом американского захолустья, была бы невероятно скучна, если бы Мэтти Лу не обзавелась небольшим духовым органом и не организовала кружок пения для окрестных детей. Элмер принёс в дом мандолину, которую Гленн тут же обменял у старьёвщика на трубу.
В 1915 году семья перебралась в Грант Сити, Миссури, где Гленн получил от руководителя местного оркестра Джона Мосбаргера свои первые уроки игры на тромбоне. Как писал сам Миллер: «В таком городке, если вы практикуетесь в игре на тромбоне, об этом знают все. Поэтому никто, кроме Джона, не обвинял меня в наличии таланта». Там же Миллер купил свой первый тромбон, заработав на него дойкой коров – за это достойное занятие платили два доллара в неделю.
В 1918 году Миллеры вновь переехали – на этот раз в Форт Морган, Колорадо. Там Гленн нашёл новое увлечение – футбол (американский, конечно). К концу сезона Школьная Спортивная Ассоциация Штата Колорадо причислила его к лучшим игрокам штата. Но главным интересом Гленна по-прежнему оставалась музыка, особенно музыка новых танцевальных оркестров, в одном из которых – The Wells of Music – ему иногда даже удавалось поиграть. Там же Миллер и собрал свой самый первый оркестр – The Mick-Miller Melody Five, получивший даже некоторое признание. В день окончания школы в 1921 году Миллер не явился на торжественную церемонию вручения аттестатов, предпочтя уехать играть со своим оркестром в Ларами, Вайоминг. Взбешённый директор школы послал аттестат Мэтти Лу вместе с запиской: «Я думаю, вы и должны его получить. Вы явно приложили больше усилий для его получения, чем ваш сын».
К этому моменту Гленн уже принял решение – он должен стать профессиональным музыкантом. Его первый контракт был подписан с диксиленд-бэндом Boyd Senter’s Sentapeeds, затем последовал Holly Moyer Orchestra, работа в котором позволила Миллеру заработать денег на поступление в Университет Колорадо. Но обучение продлилось недолго – провалив три курса из пяти за семестр, Гленн бросил учёбу, начав играть в 1924 году с оркестром Томми Уоткинса.
В 1927 году Миллер переехал в Лос-Анжелес, рассудив, что в большом городе музыканту открывается намного больше возможностей. И действительно – вскоре он уже играл в знаменитом оркестре Бена Поллака, снимая жильё на двоих вместе с парнем по имени Бенни Гудман. Тогда же были записаны первые две композиции в миллеровской аранжировке – ”When I First Met Mary” и ”Deed I Do”. В 1928 году, поработав в Лос-Анжелесе и Чикаго, Миллер перехал в Нью-Йорк, где покинул оркестр и, женившись на своей давней подруге Хелен Баргер, начал карьеру студийного музыканта, работая как тромбонист и аранжировщик для братьев Дорси, Реда Николса, Пола Эша, Смита Бэллоу, Коулмэна Хоукинса.
В 1932 Гленн присоединился к оркестру Смита Бэллоу, и работал в нём два года как менеджер, аранжировщик и тромбонист. В 1934 он помог братьям Дорси организовать их первый оркестр, покинув их в 1935 ради оркестра Рэя Нобла, в который входили такие музыканты, как Чарли Спивак, Пиви Эрвин, Бад Фриман, Джонни Минс, Джордж Ван Эпс и Делмар Каплан.
В том же 1935 году появляется первая запись, сделанная Миллером под своим именем на Columbia – ”Moonlight on the Ganges” и ”A Blues Serenade”. Но поскольку было продано всего несколько сотен экземпляров этой записи, Миллер благоразумно вернулся к своей работе у Нобла, продолжая в то же время делать аранжировки для многих других оркестров – в их числе оркестр Оззи Нельсона и Casa Loma Orchestra Глена Грэя.
Наконец, в 1937 году Гленн решил воплотить свою мечту и собрать собственный оркестр. Было сделано несколько записей – на Decca и Brunswick – и дано несколько концертов, но о какой-бы то ни было популярности речи не шло. Финансовые затруднения оказались велики и после новогоднего концерта в Valencia Ballroom в Йорке, Пеннсильвания, оркестр пришлось распустить.
В марте 1938 года Миллер, вдохновлённый агентом Саем Шрибманом, снова собрал оркестр, который включил в себя саксофонистов Текса Бенеке, Хэла Макинтайра, Эла Клинка и Эрни Кассераса, кларнетиста Вилбура Шварца, тромбонистов Пола Таннера, Джимми Придди и Фрэнка Д?Аннольфо, трубачей Боба Прайса,Рэя Энтони, Билли Мэя, Джонни Беста и Бобби Хакетта, барабанщика Мориса Пёртилла, басиста Ролли Бандока (позднее его сменил Герман Альперт), гитариста Джека Лэтропа и пианиста Чамми Макгрегора . На этот раз Миллеру удалось заручиться поддержкой агентства General Artists Corporation и получить контракт с солидной звукозаписывающей компанией Bluebird. Характерная окраска звучания миллеровского оркестра прежде всего была связана с главенствующей ролью саксофонов и кларнета, «миллеровским звуком», созданным аранжировками самого Миллера, а также Билла Финегана и Джерри Грэя. Вокалисты Миллера – Марион Хаттон, Рэй Эберле и вокальная группа The Modernaires (Чак Голдстин, Хэл Дикинсон, Ральф Брюстер и Билл Конвэй) - не были исключительно хороши сами по себе, но вместе они создавали восхитительную комбинацию.
Первое время всё шло не то чтобы очень удачно, пока в марте 1939 года оркестр не был приглашён играть в течение летнего сезона в Glen Island Casino в Нью-Рошель, штат Нью-Йорк, крайне популярном среди студентов престижных колледжей. Первый концерт 17 мая 1939 года сопровождался полным аншлагом, как и все последующие. Этот прорыв привёл к другому важному приглашению в Мидоубрук, Нью-Джерси. Из обоих заведений часто велись прямые радиотрансляции, и к середине лета оркестр был известен по всей стране.
Осенью 1939 года началась серия радиопрограмм, спонсированных производителем сигарет «Честерфильд». Эти радиопрограммы, проводившиеся в течение двух с половиной лет, увеличили и без того широкую известность оркестра, сделав его самым узнаваемым в стране. Насколько популярным был оркестр? Достаточно посмотреть на цифры: в 1939 году у них было 17 Top Ten хитов, в 1940 – 31, в 1941 и 1942 – по 11. Каждый третий пятицентовик, брошенный в музыкальный автомат, был потрачен на оркестр Гленна Миллера.
В 1941 году 20th Century Fox выпустила фильм ”Sun Valley Serenade” («Серенада Солнечной долины»), а через год на экраны вышел второй фильм - ”Orchestra Wives”, песни для которых были написаны лучшей командой авторов в Голливуде – Харри Уорреном и Маком Гордоном. Эти композиции стали визитными карточками оркестра – «Chattanooga Choo Choo”, ”Kalamazoo”, ”At Last”, ”Serenade in Blue”, ”I Know Why”, ”Sun Valley Jump”.
Пластинок с записью ”Chattanooga Choo Choo” было продано более миллиона – это был первый золотой диск Миллера. Эта песня получила свой «Оскар», кодовое имя «Чаттануга» носила операция ВВС США перед высадкой союзников в Нормандии, в бывшем здании вокзала этого городка теперь расположена гостиница ”Chattanooga Choo Choo”. (Кстати, телефонный номер нью-йоркского отеля - ”Pennsylvania 6-5000” - тоже стал мемориальным – он сохранён по сей день).
Когда оказалось, что Хелен не может иметь детей, Миллеры усыновили двоих – сына Стиви в 1942 и дочь Джоанну в 1944 году (Миллер так её и не увидел).
В 1942 году, на пике своей карьеры, Миллер, слишком старый чтобы быть призванным, попытался записаться добровольцем в военно-морские силы, но получил отказ. Тогда Миллер написал генералу Чарльзу Янгу, и получил разрешение вступить в военно-воздушные силы США в чине капитана.
24 сентября 1942 года гражданский оркестр Гленна Миллера дал свой последний концерт в городе Пассаик, Нью-Джерси.
В армии Миллер организовал оркестр из 50 человек под названием Army Air Force Band, развив концертную деятельность для продажи военных облигаций – ему удалось собрать таким образом для армии несколько миллионов долларов! Также он привлекал добровольцев в армию в своей еженедельной радиопрограмме ”I Sustain the Wings”. Оркестр Миллера был первоклассен, включив таких музыкантов как саксофонист Хэнк Фриман, барабанщик Рэй Маккинли, трубач Берни Привин, пианист Мел Пауэлл и вокалист Джонни Десмонд. По иронии судьбы, тщательно подбирая состав для своего оркестра, Миллер отказал 19-летнему пианисту Генри Манчини, который через десять лет напишет заглавную тему для биографического фильма о Миллере.
Не желая останавливаться на достигнутом, Миллер организовал для оркестра направление в Европу. Оркестр был расквартирован в Лондоне на Слоан-стрит, 25, районе, постоянно подвергавшемся бомбардировкам. Миллер, озабоченный безопасностью своих музыкантов, организовал переселение в Бедфорд, куда оркестр переехал 2 июля 1944 года. На следующий же день в дом 25 по Слоан-стрит попала бомба, разрушив здание. Казалось, сама судьба хранит Миллера. American Band of the Allied Expeditionary Forces, как назывался теперь оркестр Миллера, продолжал заниматься концертной деятельностью – только в течение одного месяца они играли на 35 различных военных базах и провели 40 радиотрансляций. 24 июля 1944 года Гленн Миллер получил чин майора.
15 декабря 1944 года Гленн Миллер взошёл на борт одномоторного C-64 Norseman, направляясь в Париж, где он должен был подготовить всё к прибытию оркестра для планировавшейся рождественской радиотрансляции. Перед взлётом он спросил у пилота, полковника Нормана Бэзела, «А где парашюты?» «В чём дело, Миллер», - спросил Бэзел. – «Ты собрался жить вечно?». Прибыв на следующий день во Францию, музыканты оркестра обнаружили, что самолёт Миллера так и не приземлился.
По одной из версий, в самолёт попала одна из неиспользованных бомб, которые сбрасывали в пролив в целях экономии топлива 139 британских бомбардировщиков Lancaster, возвращавшихся в это время на базу. По словам штурмана одного из бомбардировщиков Фреда Шоу, он видел как небольшой одномоторный самолёт столкнулся со сброшенной бомбой. Шоу заявил об этом ещё в 1956 году, после того как увидел биографический фильм о Гленне Миллере. Однако тогда ему не поверили.
Оркестр, под руководством Джерри Грэя, провёл запланированную трансляцию и продолжал выступать, дав последний концерт 13 ноября 1945 года в Вашингтоне.
В 1953 году был снят фильм ”The Glenn Miller Story”, с Джимми Стюартом в главной роли.
Glenn Miller Orchestra существует по сей день, сменив множество руководителей – среди них были Текс Бенеке, Рэй Маккинли, Бадди ДеФранко, Пинатс Хако, Бадди Морроу. На данный момент руководителем оркестра является Ларри О`Брайен.
в ТАЙНА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ГЛЕНА МИЛЛЕРА
в ИСЧЕЗНУВШИЕ ЗНАМЕНИТОСТИЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА