ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
ТАЙНЫ КАТАСТРОФ
- - КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ"Титаник" обвиняет преступный мир алчности и наживы
3. Мнимый айсберг и джентльмен в смокинге.
Вот лишь несколько страничек из "титанической эпопеи".
ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ... За день до выхода в рейс "Титаник" едва не столкнулся с лайнером "Нью-Йорк". Вследствие явления присасывания "Нью-Йорк" сорвался со швартовов, и корабли едва не столкнулись. Расстояние между ними уже не превышало трех метров, однако капитан "Титаника" успел остановить судно. А ведь получи корабль хоть небольшую пробоину - и не было бы роковой ночи.
"ДРАМА В ЭФИРЕ". Десятки судов пытались предупредить "Титаник" о грозившей ему опасности. Ровно за час до столкновения с айсбергом радист Филиппс получил с лайнера "Калифорниан" очередное предупреждение: "Мы остановились, окружены льдом", - на что последовал грубый ответ: "Заткнитесь. Я занят. Я работаю с мысом Рас". Филиппс целый день передавал в Америку частные радиограммы, получая хорошие "чаевые". В то время когда "плавучий город" мчался навстречу своей гибели, радист принимал с мыса Рас ответные сообщения. "Калифорниан", ворвавшись в эфир на волну станции мыса Рас, ему мешал.
МНИМЫЙ АЙСБЕРГ. Вскоре после гибели "Титаника" на однотипном с ним "Олимпике" провели эксперимент по столкновению с мнимым айсбергом. Выяснилось, что вахтенный штурман погибшего корабля допустил ошибку, дав команду "Лево на борт! Стоп машина! Полный задний ход". Последняя команда ухудшила управляемость "Титаника", и он не смог разминуться с айсбергом. Более того, английские кораблестроители считают, что судно можно было спасти, даже приняв удар на форштевень. "Титаник" вмял бы нос на 15-20 м, но, вне всяких сомнений, остался бы на плаву.
ДЖЕНТЛЬМЕН В СМОКИНГЕ. Нередко в печати появляются фальсификации о "Титанике" - дело рук ловких деляг пера. Это выдуманные завещания очевидцев катастрофы, написанные ими на смертном одре, таинственные записки, якобы найденные в бутылках, которые подобрали в Атлантике и т.п.
Многие читатели, должно быть, помнят сенсационное сообщение зарубежной прессы о том, что корабль американского ледового патруля, взрывая в Южной Атлантике айсберг, обнаружил в нем "замерзшего джентльмена в смокинге и с хризантемой в петлице". Утверждалось, будто это пассажир с "Титаника", проплававший в айсберге почти полвека... Авторы шумихи не учли одного: северные айсберги никогда не доходят до широты Азорских островов; в Южной Атлантике плавают только плоские "столовые" ледяные горы.
ГОРЬКАЯ ШУТКА ХАЙЯМА. Когда-то великий Омар Хайям пошутил, что и после смерти его будут преследовать оставляемые им на бренной земле несчастья и беды. Увы, поэт оказался отчасти прав. "Титаник" увлек на дно рукопись одного из замечательнейших творений разума человеческого - "Рабаят". Скорее всего манускрипт давно уже разъеден морской водой.
ЖИВЫ ЛИ СВИДЕТЕЛИ! Да, двое свидетелей катастрофы еще живы. Это Зигфрид Ахренс - бывший стюард, и Отто Рифенштейн - бывший скрипач судового оркестра. Им уже за 80 лет. Оба живут в ГДР.
И наконец...
4. Исповедь Хенрика Наэсса
В январе 1962 года в небольшом английском городке Уоллеси умер 84-летний Стенли Лорд, бывший капитан лайнера "Калифорниан". Во время судебного разбирательства катастрофы британское министерство торговли обвинило капитана Лорда в самом страшном на море преступлении - он не счел нужным оказать помощь погибавшим людям. Жрецы Фемиды доказали, что огни судна, которые видели с тонущего "Титаника", принадлежали "Калифорниану", находившемуся якобы всего в шести милях к северу от места разыгравшейся драмы. Капитан Лорд протестовал, оправдывался, клялся, что в ту ночь его лайнер находился в 30 милях от места гибели "Титаника" и что никаких сигналов бедствия он не видел. Но все было напрасным: его отстранили от службы, и долгих 50 лет он, всеми презираемый, влачил жалкое существование.
Но вот он умер, и - по странной прихоти судьбы - через несколько месяцев Англия поняла, что обвинения в его адрес несправедливы. Кто-то совершенно случайно нашел вахтенный журнал и личный дневник стершего помощника капитана норвежского промыслового судна "Самсон" Хенрика Наэсса. Оказалось, что судно, которое видели с "Титаника", отнюдь не "Калифорниан". Это был "Самсон", возвращавшийся домой после нескольких месяцев браконьерского промысла на тюленьих лежбищах.
Выступая в сентябре 1963 года по радио, Хенрик Наэсс признался, что замеченные им белые ракеты "Титаника" он принял за сигналы американского патрульного корабля, который, как ему показалось, гнался за "Самсоном". Боясь потерять богатую добычу, Наэсс погасил ходовые огни и ушел на север, к берегам Исландии. В чужом порту из газет он узнал о гибели "Титаника". Позже, сверившись с записями в вахтенном журнале, норвежец пришел к выводу, что он, Хенрик Наэсс, - косвенный виновник гибели 1517 человек.
Наэсс заявил: "Теперь я понимаю, что значили видимые нами в ту ночь огни и ракеты... Мы находились совсем близко, когда "Титаник" пошел ко дну. Да, мы были рядом на большом надежном судне, имеющем восемь шлюпок, и море было тихим и спокойным. Неужели мы ничего не предприняли бы, если бы знали, что творилось! А радио у нас не было..."
Теперь всем стало ясно, почему с таким упорством капитан Лорд и его офицеры в свое время утверждали, что видели уходившее на север неизвестное судно. Только оно могло спасти тех, кто пошел ко дну вместе с "Титаником". Ко дну, сквозь 3800 м мрака и холода атлантических глубин.
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА