ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ТАЙНЫ КАТАСТРОФ - - КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ




МОЖНО ЛИ ПОДНЯТЬ "ТИТАНИК"?

Михаил РУДНИЦКИЙ, инженер контр-адмирал.

Вернемся к драматической ночи 15 апреля 1912 года. Попробуем мысленно проследить судьбу "Титаника" после того, как корабль, получив чудовищную пробоину на правом борту, затонул с очень большим дифферентом на нос, почти вертикально.
Известно, что вскоре после столкновения на нем взорвались котлы. Взорвавшись, они - вместе с главными механизмами - сорвались с фундаментов. Следовательно, после погружения под воду судно имело еще и значительный кренящий момент на правый борт.
Как долго тонул "Титаник"? Приблизительно 20-30 мин. Скорость погружения медленно росла, достигнув 3-4 м/сек. При этих условиях трубы и мачты в конце концов должны сломаться, а надстройка, возвышавшаяся над палубой на целых 36 м, сильно разрушиться. Однако еще задолго до разрушения и трубы, и мачта, и надстройка создали восстанавливающий момент: корабль стал выравниваться, пока сопротивление движению верхней и нижней частей корпуса не стало одинаковым. Скорее всего "Титаник" тонул с дифферентом около 45°, медленно вращаясь вокруг продольной оси.
Как видим, картина погружения довольно сложная. Именно поэтому можно лишь гадать относительно положения корабля на дне (см. рис. 1). Он мог спокойно лечь на мягкий ил, а мог и вообще сломаться, столкнувшись с твердым грунтом.
В сообщении о подъеме "Титаника" указан его вес - 143 тыс. т (при водоизмещении в 66 тыс. т). Это значит, что весь корпус судна заполнен илом. Более того, 9-метровый слой ила покрывает палубу. Все это ставит перед международной экспедицией значительные трудности.
Трудности начинаются уже с подготовительных работ по подъему большого судна. Мало определить его положение под слоем наносов - надо еще убедиться, что корабль цел, что, главное, он не лежит на дне вверх килем, - в таком случае его вообще поднимать нецелесообразно.
Предположим случай наиболее благоприятный: судно лежит на ровном киле. Тогда вначале необходимо удалить весь ил с его палубы и по бортам (рис. 1). Очевидно, этим должны заняться несколько глубоководных аппаратов с людьми на борту. Чтобы представить себе масштабы работ по расчистке, достаточно принести лишь одну цифру: объем ила на палубе - 300 тыс. м3!
Но вот мощные гидромониторы размыли ил, и лучи прожекторов высветили борта "Титаника". Начинается самая сложная и ответственная часть операции - крепление пластмассовых понтонов и наддув их газом. Глубоководное судно, "ответственное" за этот этап работы, нужно оснастить электролизером, механическими руками и электроаппаратурой для резки отверстий в обшивке корабля. Тросы, пропущенные механическими руками сквозь эти отверстия, накрепко соединят самые прочные части корпуса - поперечные переборки, бимсы, шпангоуты - с понтонами.
Здесь нет нужды приводить расчеты по определению необходимого числа понтонов. Скажем только, что при оптимальном объеме 300 м3 потребуется 500 пластмассовых резервуаров.
Еще одна трудность - подача электроэнергии на четырехкилометровую глубину, 20 х 109 киловатт-часов - вот каким астрономическим числом выражаются энергетические затраты только лишь на электролиз! Казалось бы, самый простой выход - соединить подводные суда с плавучей электростанцией на поверхности океана. Однако собственный вес кабелей будет столь велик, что они станут то и дело обрываться, и придется сооружать целую систему поплавков. Вот почему самое целесообразное - применить глубоководные аппараты с атомными электростанциями.
Отверстия прорезаны, понтоны закреплены. Заканчивается наддувка. "Титаник" медленно воспаряет над своим полувековым обиталищем. По мере всплытия газ будет адиабатически расширяться и выходить через нижние отверстия в понтонах, так что температура внутри их понизится примерно до 70° К и они оледенеют.
Странное, должно быть, зрелище представит "Титаник" для наблюдателей с кораблей обеспечения, когда он, как бы облепленный сотнями микроайсбергов-понтонов, закачается на океанских волнах.
Дальнейший его путь - вслед за буксирами на мелководье, где гигантский корабль станет предметом заботы водолазов.
Даже при современном уровне развития техники операция по подъему "Титаника" представляется на первый взгляд фантастичной. Однако она вполне осуществима. Пройдет еще некоторое время, и, возможно, мир облетит весть: "Титаник" поднят!

Возможные этапы работ по поднятию «Титаника»

Возможные этапы работ по поднятию «Титаника»: 1. Корпус судна очищается от слоя ила мощными струями воды. 2. Механические руки прорезают отверстия для крепления понтонов. 3. Закрепленные механическими руками понтоны наполняются газом. 4. Заполненные газом понтоны медленно поднимают судно на поверхность.




в раздел "ТИТАНИК"

в ФОТОАРХИВ: "ТИТАНИК"

в МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ

в ТАЙНЫ КАТАСТРОФ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА










Хостинг от uCoz