Английские моряки стараются обычно не отвечать на этот вопрос, а если отвечают, то нечто вроде традиционной формулировки страховщиков "Ллойда": "Непреодолимые силы стихии и непредвиденные на море случайности..."
На самом деле это далеко не так. От начала и до конца в гибели "Титаника" были повинны бессмысленные, жестокие законы капиталистической конкуренции.
Борьба за "Голубую ленту" особенно обострилась в начале нашего века. В 1910 году английский лайнер "Мавритания", принадлежавший фирме "Кунард Лайн", развил скорость 26 узлов и пересек океан всего за 106 часов.
Стараясь переманить к себе пассажиров и правительственную почту, конкурирующая компания "Уайт Стар" начала лихорадочно усиливать темпы строительства двух пароходов небывалого до того времени водоизмещения. Первый гигант - "Олимпик" - получился тихоходным: его скорость не превышала 22 узлов. Владельцы компании решили сделать ставку на "Титаник", запроектировав скорость выше 25 узлов... "Уайт Стар" хорошо изучила вкусы и прихоти богатых пассажиров, приносивших ей основной доход. Толстосумы требовали роскоши и удобств, они хотели, чтобы прогулка на океанском лайнере мало чем отличалась от времяпрепровождения в большом городе. Поэтому все 11 палуб "Титаника" были гигантским калейдоскопом из шикарных люксов и салонов вперемежку с мюзик-холлами, лифтами, зимними садами, гимнастическими залами, площадками для катания на роликовых коньках, плавательными бассейнами, турецкими банями. К сожалению, забота о сверхудобствах для публики не могла не отразиться на конструктивных особенностях корабля. Несмотря на то, что лайнер имел двойное дно, а его корпус был разделен на 16 отсеков, назвать его судном, отвечающим строгим нормам непотопляемости, нельзя: выше нижней палубы все переборки были водопроницаемы. Однако компания "Уайт Стар" придерживалась иных взглядов на достоинства своего детища. Судовладельцы настолько были уверены в непотопляемости судна, что даже посчитали излишним обеспечить "Титаник" необходимым количеством спасательных шлюпок.
|
Айсберг, с которым столкнулся «Титаник». Полоса краски на ледяной горе привлекла внимание
фотографа-любителя парохода «Франкфурт» утром после рокового столкновения в Атлантике.
|
Трагический рейс начался 11 апреля 1912 года. На борту находились 1316 пассажиров и 891 член экипажа. Компания "Уайт Стар" вовсе не рассчитывала в первом же рейсе отобрать лавры первенства у "Мавритании". "Титаник" должен был просто "показать определенную резвость" на переходе и потрясти мир своей неслыханной роскошью. Но на борту лайнера находился Брюс Исмей, финансовый магнат, биржевой воротила, миллионер. И фирма "Уайт Стар" и "Титаник" фактически принадлежали одному ему. Уже в первый день плавания Исмей объявил на шикарном банкете, что "каждый станет свидетелем установления нового рекорда скорости". Итак, "Титаник" свернул с южной трассы Атлантики на более короткую - северную. Более короткую, зато полную в это время года айсбергов. И вот роковая точка координат: 41°46' северной широты и 50°14' западной долготы. 23 часа 40 минут. Впередсмотрящий замечает на фоне ночного неба темную массу айсберга, бьет три раза в гонг и сообщает обо всем по телефону на мостик. "Титаник" отвернул влево, застопорил машины, но уже поздно: острый выступ ледяной горы распарывает под водой стальную обшивку на протяжении почти 100 м! Корабль рассчитан на затопление двух любых отсеков, вода же захлестывает сразу шесть...
|
Путь судна при столкновении: 1 — положение, при котором вахтенный увидел ледяную гору; 2 —
положение, когда дано было приказание положить руль на борт и дать полный ход назад; 3 — когда
остановлены были машины; 4 — положение, когда судно ударилось об айсберг; 5 — положение судна,
прошедшего мимо горы, повредившей обшивку на протяжении почти 100 м. Промежутки между 1, 2 и 3-м
положениями — 5 сек.
|
Через 45 минут после столкновения пассажирам было приказано надеть спасательные пояса и собраться на верхней палубе. Но миф о непотопляемости "Титаника" оказался слишком убедительным: все отказывались верить, что с таким левиафаном могло что-нибудь случиться. Обитатели люкса и первых двух классов неохотно выходили из теплых салонов на холодную палубу. Все было как в причудливом сне: мерцали просторы ночного океана, играл оркестр, кто-то танцевал, кто-то играл в снежки.
Между тем офицеры корабля делали отчаянные попытки сдержать обезумевшую от ужаса толпу обитателей трюма, по большей части эмигрантов. Там, внизу, в заливаемом водой чреве парохода, метались сотни людей. Они блуждали в лабиринтах бесчисленных проходов и коридоров, стараясь пробиться наверх к шлюпкам. Но в 20 спасательных шлюпках могли разместиться не более 1300 человек. Первыми надо было спасать женщин и детей.
|
Как тонул "Титаник"
|
В 2 часа 5 минут от "Титаника" отошла последняя шлюпка. В суматохе и толчее многие из этих суденышек оказались загруженными людьми лишь наполовину. На обреченном судне еще оставалось около 1600 человек. Им суждено было захлебнуться в водоворотах или замерзнуть в ледяной воде. Волны уже плескались по главной палубе...
Вот что писал о последних минутах "Титаника" один из очевидцев катастрофы:
"Около двух часов ночи мы заметили, что наклон на нос быстро увеличивался и мостик целиком погрузился на воду. Пароход медленно поднимался кормой вертикально вверх. Свет в салонах внезапно исчез, затем на несколько мгновений опять блеснул, после этого погас совсем. В то же время послышался грохот, который можно было услышать за мили, - котлы и механизмы сорвались со своих мест...
Но это был еще не конец. К нашему удивлению, корабль оставался стоящим вертикально в течение продолжительного времени, которое я оцениваю в пять минут. Во всяком случае, наверное, в течение нескольких минут "Титаник", подобно башне высотой около 50 м, стоял вертикально над уровнем моря, чернея на ясном небе. Тогда мы услышали самый страшный вопль, который когда-либо достигал уха человека, - это были крики наших сотоварищей, боровшихся со смертью в ледяной воде и призывающих на помощь, которую мы не могли оказать..."
30 июля 1912 года лорд Мерсей, председатель особой судебной комиссии, назначенной правительством Великобритании по расследованию катастрофы "Титаника", подписал следующее заключение суда: "Суд, расследовав подробно обстоятельства крушения означенного судна, нашел, как это выяснено в приложении к сему, что гибель означенного корабля произошла от столкновения с ледяною горою, вызванного чрезмерною скоростью, с которую вели корабль".
Отчет этого суда был издан в виде особой "синей книги" и вручен, по королевскому указу, членам обеих палат парламента.
Одновременно с этим расследованием в Америке было назначено особое следствие сената США.
Отчеты двух комиссий занимают более тысячи страниц, и, хотя катастрофа "Титаника" изучена до мельчайших подробностей, прихотливое внимание мировой прессы снова и снова возвращается к роковой ночи 15 апреля 1912 года.