ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ТАЙНЫ КАТАСТРОФ - - КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ




"Титаник" обвиняет преступный мир алчности и наживы

2. Почему затонул "непотопляемый" ?

Английские моряки стараются обычно не отвечать на этот вопрос, а если отвечают, то нечто вроде традиционной формулировки страховщиков "Ллойда": "Непреодолимые силы стихии и непредвиденные на море случайности..."
На самом деле это далеко не так. От начала и до конца в гибели "Титаника" были повинны бессмысленные, жестокие законы капиталистической конкуренции.
Борьба за "Голубую ленту" особенно обострилась в начале нашего века. В 1910 году английский лайнер "Мавритания", принадлежавший фирме "Кунард Лайн", развил скорость 26 узлов и пересек океан всего за 106 часов.
Стараясь переманить к себе пассажиров и правительственную почту, конкурирующая компания "Уайт Стар" начала лихорадочно усиливать темпы строительства двух пароходов небывалого до того времени водоизмещения. Первый гигант - "Олимпик" - получился тихоходным: его скорость не превышала 22 узлов. Владельцы компании решили сделать ставку на "Титаник", запроектировав скорость выше 25 узлов... "Уайт Стар" хорошо изучила вкусы и прихоти богатых пассажиров, приносивших ей основной доход. Толстосумы требовали роскоши и удобств, они хотели, чтобы прогулка на океанском лайнере мало чем отличалась от времяпрепровождения в большом городе. Поэтому все 11 палуб "Титаника" были гигантским калейдоскопом из шикарных люксов и салонов вперемежку с мюзик-холлами, лифтами, зимними садами, гимнастическими залами, площадками для катания на роликовых коньках, плавательными бассейнами, турецкими банями. К сожалению, забота о сверхудобствах для публики не могла не отразиться на конструктивных особенностях корабля. Несмотря на то, что лайнер имел двойное дно, а его корпус был разделен на 16 отсеков, назвать его судном, отвечающим строгим нормам непотопляемости, нельзя: выше нижней палубы все переборки были водопроницаемы. Однако компания "Уайт Стар" придерживалась иных взглядов на достоинства своего детища. Судовладельцы настолько были уверены в непотопляемости судна, что даже посчитали излишним обеспечить "Титаник" необходимым количеством спасательных шлюпок.

Айсберг, с которым столкнулся «Титаник».

Айсберг, с которым столкнулся «Титаник». Полоса краски на ледяной горе привлекла внимание фотографа-любителя парохода «Франкфурт» утром после рокового столкновения в Атлантике.

Трагический рейс начался 11 апреля 1912 года. На борту находились 1316 пассажиров и 891 член экипажа. Компания "Уайт Стар" вовсе не рассчитывала в первом же рейсе отобрать лавры первенства у "Мавритании". "Титаник" должен был просто "показать определенную резвость" на переходе и потрясти мир своей неслыханной роскошью. Но на борту лайнера находился Брюс Исмей, финансовый магнат, биржевой воротила, миллионер. И фирма "Уайт Стар" и "Титаник" фактически принадлежали одному ему. Уже в первый день плавания Исмей объявил на шикарном банкете, что "каждый станет свидетелем установления нового рекорда скорости". Итак, "Титаник" свернул с южной трассы Атлантики на более короткую - северную. Более короткую, зато полную в это время года айсбергов. И вот роковая точка координат: 41°46' северной широты и 50°14' западной долготы. 23 часа 40 минут. Впередсмотрящий замечает на фоне ночного неба темную массу айсберга, бьет три раза в гонг и сообщает обо всем по телефону на мостик. "Титаник" отвернул влево, застопорил машины, но уже поздно: острый выступ ледяной горы распарывает под водой стальную обшивку на протяжении почти 100 м! Корабль рассчитан на затопление двух любых отсеков, вода же захлестывает сразу шесть...

Путь судна при столкновении

Путь судна при столкновении: 1 — положение, при котором вахтенный увидел ледяную гору; 2 — положение, когда дано было приказание положить руль на борт и дать полный ход назад; 3 — когда остановлены были машины; 4 — положение, когда судно ударилось об айсберг; 5 — положение судна, прошедшего мимо горы, повредившей обшивку на протяжении почти 100 м. Промежутки между 1, 2 и 3-м положениями — 5 сек.

Через 45 минут после столкновения пассажирам было приказано надеть спасательные пояса и собраться на верхней палубе. Но миф о непотопляемости "Титаника" оказался слишком убедительным: все отказывались верить, что с таким левиафаном могло что-нибудь случиться. Обитатели люкса и первых двух классов неохотно выходили из теплых салонов на холодную палубу. Все было как в причудливом сне: мерцали просторы ночного океана, играл оркестр, кто-то танцевал, кто-то играл в снежки.
Между тем офицеры корабля делали отчаянные попытки сдержать обезумевшую от ужаса толпу обитателей трюма, по большей части эмигрантов. Там, внизу, в заливаемом водой чреве парохода, метались сотни людей. Они блуждали в лабиринтах бесчисленных проходов и коридоров, стараясь пробиться наверх к шлюпкам. Но в 20 спасательных шлюпках могли разместиться не более 1300 человек. Первыми надо было спасать женщин и детей.

Как тонул "Титаник"

Как тонул "Титаник"

В 2 часа 5 минут от "Титаника" отошла последняя шлюпка. В суматохе и толчее многие из этих суденышек оказались загруженными людьми лишь наполовину. На обреченном судне еще оставалось около 1600 человек. Им суждено было захлебнуться в водоворотах или замерзнуть в ледяной воде. Волны уже плескались по главной палубе...
Вот что писал о последних минутах "Титаника" один из очевидцев катастрофы:
"Около двух часов ночи мы заметили, что наклон на нос быстро увеличивался и мостик целиком погрузился на воду. Пароход медленно поднимался кормой вертикально вверх. Свет в салонах внезапно исчез, затем на несколько мгновений опять блеснул, после этого погас совсем. В то же время послышался грохот, который можно было услышать за мили, - котлы и механизмы сорвались со своих мест...
Но это был еще не конец. К нашему удивлению, корабль оставался стоящим вертикально в течение продолжительного времени, которое я оцениваю в пять минут. Во всяком случае, наверное, в течение нескольких минут "Титаник", подобно башне высотой около 50 м, стоял вертикально над уровнем моря, чернея на ясном небе. Тогда мы услышали самый страшный вопль, который когда-либо достигал уха человека, - это были крики наших сотоварищей, боровшихся со смертью в ледяной воде и призывающих на помощь, которую мы не могли оказать..."
30 июля 1912 года лорд Мерсей, председатель особой судебной комиссии, назначенной правительством Великобритании по расследованию катастрофы "Титаника", подписал следующее заключение суда: "Суд, расследовав подробно обстоятельства крушения означенного судна, нашел, как это выяснено в приложении к сему, что гибель означенного корабля произошла от столкновения с ледяною горою, вызванного чрезмерною скоростью, с которую вели корабль".
Отчет этого суда был издан в виде особой "синей книги" и вручен, по королевскому указу, членам обеих палат парламента.
Одновременно с этим расследованием в Америке было назначено особое следствие сената США.
Отчеты двух комиссий занимают более тысячи страниц, и, хотя катастрофа "Титаника" изучена до мельчайших подробностей, прихотливое внимание мировой прессы снова и снова возвращается к роковой ночи 15 апреля 1912 года.

>>> ДАЛЬШЕ




в раздел "ТИТАНИК"

в ФОТОАРХИВ: "ТИТАНИК"

в МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ

в ТАЙНЫ КАТАСТРОФ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА










Хостинг от uCoz