ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ТАЙНЫ КАТАСТРОФ -- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ


ТАЙНА "ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ"

продолжение

ЧЕРЕЗ ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА ПОСЛЕ УТРЕННЕЙ ПОБУДКИ...

Через четверть часа после утренней побудки матросы, находившиеся рядом с первой носовой башней, обратили внимание на странное шипение, доносившееся из-под палубы.

- Что это? - спросил кто-то.

Ответить ему не успели: из люков и вентиляторов около башни, из ее амбразур стремительно вырвались багровые языки пламени и черно-сизые всполохи дыма.

Оцепенение людей длилось только секунды.

- Пожарная тревога! - закричал фельдфебель, стремительно отдавая команды. - Доложить вахтенному начальнику! Пожарные шланги сюда!

По кораблю пронеслись тревожные сигналы пожарной тревоги. Все пришло в движение. По палубе стремительно раскатывали шланги, и вот уже первые упругие струи воды ударили в подбашенное отделение.

И тут произошло, казалось, непоправимое.

Сильный взрыв в районе носовых крюйт-камер, хранивших двенадцатидюймовые заряды, разметал людей. Упругий столб пламени и дыма метнулся на высоту до трехсот метров. Как фанеру, вырвало стальную палубу за первой башней. Передняя труба, носовая рубка и мачта были снесены гигантским смерчем. Повсюду слышались крики и стоны искалеченных людей. За бортом "Марии" барахтались в воде выброшенные за борт ударной волной оглушенные и раненые матросы. К "Марии" спешили портовые баркасы. В грохоте рушащихся надстроек метались люди, полуослепшие от бьющего в глаза огня, полузадохшиеся от едкого порохового дыма.

- Затопить погреба второй, третьей и четвертой башен!

- Принять шланги с баркасов! Доклады были малоутешительными:

- Освещение потухло. Электропроводка перебита!

- Вспомогательные механизмы не действуют. Паровая магистраль перебита!

- Пожарные насосы не действуют!

Горящие длинные ленты артиллерийского пороха бенгальскими огнями рассыпались по палубе, вызывая то здесь, то там новые очаги пожара. Люди стремительно бросались к месту опасности. В дело шло все - одеяла, бушлаты, вода... А тут еще ветер гнал пламя прямо на не тронутые взрывом надстройки и башни.

- Завести буксир на портовый пароход! - скомандовал старший помощник. - Повернуть корабль лагом к ветру!

К семи часам утра всем показалось, что главная опасность миновала: пожар начал стихать. "Мария" не кренилась, не имела дифферента на нос. Появилась надежда спасти корабль.

Семь часов две минуты. Новый, еще более страшный взрыв сотряс "Марию". Линкор круто повалился на правый борт, и нос его стал уходить под воду. Вот уже скрылись носовые пушечные порта. Дрогнула задняя мачта, описывая в небе полукруг, и, перевернувшись вверх килем, "Мария" легла на дно.

Инженера-механика, мичмана, двух кондукторов, 213 матросов убитыми потерял русский флот в этот роковой день. 85 тяжело раненных и обожженных моряков надолго, если не навсегда, покинули строй. Остальных членов команды "Императрицы Марии" удалось спасти.

"КТО МОГ ПРОНИКНУТЬ В КРЮЙТ-КАМЕРУ?"

В тот же день высочайшим повелением его императорского величества была назначена комиссия для расследования причин гибели "Императрицы Марии". Комиссию возглавил член Адмиралтейского совета адмирал Н. М. Яковлев. В нее вошел также и начальник Главного военно-метеорологического управления академик Алексей Николаевич Крылов. Именно ему обязана отечественная история блистательным трудом "Некоторые случаи аварии и гибели судов" - настольной книгой любого моряка.

Перед комиссией один за другим проходили свидетели и очевидцы. Все, кто хоть в какой-то мере мог прояснить случившееся.

Вопросы, задаваемые комиссией, часто повторялись. Но лишь потому, что найти вразумительный ответ на них было почти невозможно.

- Кто мог проникнуть в крюйт-камеру, где хранился боезапас?

- На линкоре имелось два комплекта ключей от нее. Один хранился, как положено, другой был "расходным".

- Что значит "расходным"?

- Он находился у старшего офицера, и утром дежурный по погребам разносил комплект артиллерийским унтер-офицерам.

- Кому еще выдавали на руки этот комплект ключей?

- Старшим башен или дневальным у погребов.

- И какое время он у них находился?

- Весь день до семи часов вечера или до окончания работ.

- Кому ключи после этого сдавались?

- Дежурному по погребам унтер-офицеру. А тот - старшему офицеру.

- А где же в это время находился тот комплект ключей, который хранился "как положено"?

- Под охраной. И считался неприкосновенным.

- Был ли порядок хранения ключей обусловлен приказом по кораблю?

- Нет, такого приказа не было.

- Как не было?

- Порядок установился в связи со сложившейся традицией...

Когда были опрошены десятки людей, Крылов сказал коллегам:

- А вы знаете, у меня сложилось впечатление, что для того, чтобы пройти в крюйт-камеры, вообще не нужно было иметь никаких ключей. Причем доступ к зарядам был возможен в любое время дня и ночи.

- Каким образом? - удивились они.

- Судите сами. Люки бомбовых погребов снабжены крышками, которые должны быть всегда заперты на замок. На "Марии" же они не только не запирались - их не было совсем.

- Куда же они делись?

- Выясняется одно таинственное обстоятельство: их сняли под предлогом, что для удобства ручной подачи снарядов над люками были поставлены столы с отверстием...

- Час от часу не легче!

- Не говорите! Все это означает, что бомбовые погреба всегда открыто сообщались с крюйт-камерами. А в бомбовые погреба можно было запросто проникнуть, минуя запертый люк, из самой башни. Кроме того, в этой башне существуют лазы, через которые можно пройти к ее нижнему штыру. Этот штыр окружен кожухом. В кожухе же есть горловина из крюйт-камеры, закрываемая дверцей.

- Значит?

- Это еще не все... На "Марии" эта дверца не только не имела замка, но была снята совсем во всех башнях. Значит, из помещения штыра любой человек мог преспокойно проникнуть в крюйт-камеру...

- Это только ваши предположения?

- Почему? Объективные данные. Впрочем, мы все это можем проверить у свидетелей.

- Кого вызовем?

- Начнем с Урусова. Как-никак он старший артиллерийский офицер корабля.

УСТАВ И ЖИЗНЬ

Старший лейтенант князь Урусов казался безнадежно равнодушным и к тому, что произошло, и к тому, что его сейчас допрашивают. Видимо, переживания и боль последних дней что-то надломили в его душе. Отвечал он монотонно, словно повторяя уже не раз рассказанное:

- Да, я старший артиллерийский офицер корабля... То, что предполагает господин Крылов, - правда. Люк в крюйт-камере из бомбового погреба действительно не запирался. Я не помню, была ли сделана крышка и, следовательно, предполагалось ли запирать ее. Подробности сейчас не вспомнишь. - Урусов удрученно развел руками. - Все происшедшее - как дурной сон... Но, вероятно, я просто не приказывал эту крышку сделать или приказал снять ее.

- Для чего?

- Через люк производилась ручная подача зарядов.

- Но ведь все это открывало доступ возможному злоумышленнику в погреба.

Урусов тяжело вздохнул.

- Врать не хочу, но этому обстоятельству я не придавал значения... Вернее, - уточнил он, - не подумал об этом...

Члены комиссии переглянулись. Версия Крылова подтверждалась даже в мелочах.

- Но как такое все же стало возможным? - спросил Крылов вызванного после Урусова старшего офицера, капитана 2-го ранга Городысского.

Тот усмехнулся.

- Устав - это устав. А жизнь - это жизнь. Требования устава находятся подчас совершенно в иной плоскости, чем требования, предъявляемые каждой минутой жизни корабля. Попытки совместить эти плоскости у нас, на "Марии", почти всегда были болезненными и производили впечатление тормозящего дело педантизма.

- Вот и попробуй разберись во всем этом, - ворчал Крылов, когда Городысский вышел.

Но разобраться "во всем этом" было необходимо, и комиссия продолжала работу.

МАСТЕРОВЫЕ С ПУТИЛОВСКОГО

- Кто, кроме членов команды, бывал на корабле?

- На "Марии" немало незавершенных работ. Поэтому, когда линкор стоял на якоре, на нем работало до ста пятидесяти человек мастеровых от разных заводов.

- Какие работы были так или иначе связаны с погребами? Особенно с первой башней?

- В бомбовом погребе первой башни работали четверо мастеровых Путиловского завода.

- Чем они занимались?

- Устанавливали лебедки.

- В какие часы?

- Приходили они на "Марию" примерно в семь тридцать. Заканчивали работу в шестнадцать часов. Правда, были в этом смысле и исключения: экстренные и ночные работы.

- Как проверялись люди, допускаемые на корабль?

- Теперь можно сказать - плохо. Поименной проверки на берегу не велось. После прибытия мастеровых на борт уточнялось лишь их число. Поименные же списки представлялись старшим каждой партии.

- Значит, при такой системе один человек или даже группа людей могла не только проникнуть на корабль под видом мастеровых, но и оставаться там столько, сколько им могло понадобиться?

- Выходит, что так...

Все происходящее начинало уже напоминать членам комиссии бег на месте. Дело не только не становилось более ясным, но более и более запутывалось.

Установить истину было невозможно: многие погибли. Другие все помнили лишь приблизительно. При существовавших на корабле порядках удивляться тут было нечему; и комиссия, за неимением более точных данных, посовещавшись, вынуждена была записать в решении: "...Показания мичмана Мечникова, на вахте которого съехали последние четыре мастеровых Путиловского завода, работавшие в бомбовом погребе первой башни, находятся в противоречии с показаниями нескольких нижних чинов, которые утверждают, что в ночь с 6 на 7 октября после 10 часов вечера они видели двух мастеровых. Установить в точности справедливость этого показания или опровергнуть его не представляется возможным". Клубок не распутывался. Нити, за которую можно было "потянуть", не было.

Шестнадцатого октября комиссия закончила свою работу. Крылов засел за следственное заключение. Академика долго преследовали видения услышанного. Воображение подсказывало страшные картины случившегося: "...В палубах, наверное, была масса убитых и обожженных... В полном мраке в них творился неописуемый ужас... Вы скажете, что это мои фантазии, - да, но основанные на сотнях (более 400) показаний экипажа "Марии"..."

ТРИ ВЕРСИИ НА ВЫБОР

В докладе комиссии подробно описывалось все, что произошло на "Императрице Марии".

Причины? Комиссия остановилась на трех возникших у нее версиях:

1. Самовозгорание пороха.

2. Небрежность в обращении с огнем или порохом.

3. Злой умысел.

Рассмотрев подробно первую версию, комиссия пришла к выводу, что "обстоятельств, при которых известно, что может произойти самовозгорание пороха, не обнаружено". А потому "предположение о самовозгорании пороха является маловероятным".

По версии второй комиссия высказывалась менее категорично, отмечая "некоторую допустимость предположения о возможности возникновения пожара от небрежности или грубой неосторожности".

Всем известная научная добросовестность Крылова заставила его сделать здесь следующую оговорку: "Из всей прислуги, находившейся в первой башне, спасся тяжко обожженным лишь один человек; и, значит, высказанное допущение остается лишь маловероятным предположением, причем нельзя даже утверждать, был ли кто-либо в это время в крюйт-камере или нет".

Комиссия сочла необходимым разобрать и третье предположение.

"Злой умысел - вероятность предположения не может быть оцениваема по каким-либо точно установленным обстоятельствам. Комиссия считает лишь необходимым указать на сравнительно легкую возможность приведения злого умысла в исполнение при той организации службы, которая имела место на погибшем корабле:

а) Крюйт-камеры заперты не были, ибо в них всегда был открыт доступ из самой башни.

б) Башня вместе с зарядным отделением служила жилым помещением для ее прислуги в числе около 90 человек - следовательно, вход и выход из башни кого-либо, особенно в форменной одежде, не мог привлечь ничьего внимания.

в) Чтобы поджечь заряд так, чтобы он загорелся, например, через час или более после поджога, и этого совершенно не было видно, не надо никаких особенных приспособлений - достаточно самого простого обыкновенного фитиля. Важно, чтобы злоумышленник не мог проникнуть в крюйт-камеру, после же того, как он в нее проник, приведение умысла в исполнение уже никаких затруднений не представляет.

г) Организация проверки мастеровых не обеспечивала невозможности проникновения на корабль постороннего злоумышленника, в особенности через стоявшую у борта баржу.

Проникнув на корабль, злоумышленник имел легкий доступ в крюйт-камеру для приведения своего замысла в исполнение.

...Сравнив относительную вероятность сделанных трех предположений о причинах возникновения пожара, комиссия находит, что возможность злого умысла не исключена, приведение его в исполнение облегчалось имевшими на корабле место существенными отступлениями от требований по отношению к доступу в крюйт-камеры и несовершенством способа проверки являющихся на корабль рабочих".

Рассмотрев все три версии, комиссия резюмировала, что "прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства".

Но почему столь "локальны" выводы по третьей версии?

Антология Таинственных Случаев, ТМ-1970, №10

>> Д А Л Ь Ш Е


в ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ

в МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ

в ТАЙНЫ КАТАСТРОФ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА

в ФОТОАРХИВ


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА 












Хостинг от uCoz