ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ТАЙНЫ КАТАСТРОФ -- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ


ТАЙНА "ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ"

окончание (часть 3-я, ТМ № 11 за 1970 г.)

7 октября 1916 года на севастопольском рейде взорвался и затонул линкор "Императрица Мария". Комиссия, учрежденная для расследования причин катастрофы (одним из членов комиссии был академик А. Н. Крылов), остановилась на трех версиях: 1) самовозгорание пороха, 2) небрежность в обращении с огнем или порохом, 3) злой умысел.


"ПЛЕМЯННИЦА" ГРИШКИ РАСПУТИНА

За два месяца до гибели "Императрицы Марии" командующий Черноморским флотом адмирал Эбергард получил записку, весьма смахивающую на ультиматум:

"Мы тебя знаем и верим тебе, но если ты хочешь преуспеть, должен подчиниться нашей воле. Григорий Распутин".

Адмирал не привык к ультиматумам: он вернул записку. Адмирал еще не понимал в полной мере, чем рискует и какие последствия сей поступок может иметь.

Эбергард переоценил свои силы.

Распутин, казалось, вначале проглотил обиду. Но вскоре Эбергарду вручили новое послание:

"Посылаем тебе наше благословение - образок. Ты же, в знак подчинения нашей воле, должен жениться на нашей племяннице, ныне проживающей в Севастополе (прилагался адрес. - А. Е.)… Григорий Распутин".

Эбергард вызвал адъютанта и, вручая ему записку Распутина, срывающимся от ярости голосом приказал:

- Адрес здесь имеется. Чтобы этой "племянницы" через двадцать четыре часа в Севастополе не было. Это приказ...

Через несколько дней Эбергарду было предложено сдать командование флотом вице-адмиралу Колчаку, охарактеризованному историком достаточно красноречиво: "ярый монархист, близкий к реакционным кругам Ставки и Морского министерства".

История с "племянницей" явно приобретала иную окраску. Судьба "племянницы" больше не волновала Распутина. Значит, он кому-то расчищал путь. Но кому?

Как выяснилось впоследствии, женщина, на которую указывал в своих записках Распутин, была связана с прогерманскими петербургскими кругами, а значит, и с германской разведкой.

ЕЩЕ РАЗ О ЗЛОМ УМЫСЛЕ

Каждому, кто сейчас возьмет дело о гибели "Марии" в руки, станет ясно, что элементарная логика требовала расширить заключение по третьей версии и распространить выводы на более широкие и важные явления, чем гибель корабля сама по себе.

Мог ли Крылов или любой другой член комиссии не знать о том, о чем знал в Петербурге любой самый заурядный чиновник, - о всемерном покровительстве всему прогерманскому при дворе и о роли, которую играл там Распутин? Конечно, нет!

В книге "Мои воспоминания" Крылов уже ничему не удивляется. Особенно после того, как прочел опубликованную после революции переписку между царицей, бывшей в Царском Селе, и царем в Ставке, а также дневник французского посла Палеолога. "Эти две книги, - гневно пишет Крылов, - надо читать параллельно, с разностью примерно в 4-5 дней между временем письма и дневника. Видно, что письма царицы к царю перлюстрировались и их содержание становилось известным. Например, царица пишет: "Генерал-губернатор такой-то (следует фамилия), по словам нашего друга (Григория Распутина. - А. Е.), не на месте, следует его сменить". У Палеолога дней через пять записано: "По городским слухам, положение губернатора такого-то пошатнулось, и говорят о предстоящей его смене".

Еще через несколько дней: "Слухи оправдались, такой-то сменен, и вместо него назначен X".

Впрочем, это еще не столь важно, но вот дальше чего идти было некуда. Царица пишет: "Наш друг (Григорий Распутин. - А. Е.) советует послать 9-ю армию на Ригу, не слушай Алексеева (начальник штаба верховного главнокомандующего при Николае II), ведь ты главнокомандующий...", и в угоду словам "нашего друга" 9-я армия посылается на Ригу и терпит жестокое поражение.

Позднее об обстановке, в которой работала тогда германская разведка в России, в фундаментальном труде "Пять столетий тайной войны" будет сказано: "Развитию немецкого и отчасти австрийского шпионажа в царской России способствовало несколько благоприятных условий" и в том числе "сильное германофильское течение при дворе. Оно концентрировалось вокруг царицы-немки, которая могла вертеть как хотела жестоким и тупым деспотом, носившим имя Николая II". Историки подсчитали, что в первом десятилетии XX века в царской России действовало более дюжины крупных организаций, созданных немецкой и австрийской разведками... Русская контрразведка имела данные о большинстве немецких шпионских групп. Но все же факторы, о которых говорилось выше, помогли немецкой агентуре уйти из-под удара. Разве не удивительно само по себе сообщение В. Б. Жилинского (опубликованное в журнале "Голос минувшего" еще в 1917 году): "О подготовлявшейся гибели на Черном море нашего лучшего линейного корабля "Императрица Мария" департаменту полиции было хорошо известно"!

Изучаем другие документы эпохи - картина та же. Вот материалы дознания, проведенного следователем по особо важным делам, о "возможности доставления на территорию России подрывных снарядов". В ходе дознания выяснилось, что эти подрывные снаряды шли многими путями, и, в частности, через Швецию. Особенно интенсивно транзит "адских машин" происходил в районе Северного Кваркена и у станции Корпикюля. У обвинявшихся в совершении диверсионных актов было найдено немало таких зарядов, выполненных в виде небольших подрывных патронов, легко переносимых и маскируемых.

Нет, история гибели "Марии" в свете этих и многих других аналогичных фактов приобрела бы, получи возможность комиссия располагать приведенными здесь нами материалами, совсем иное и весьма определенное толкование.

Линейный корабль "Императрица Мария"

Линейный корабль "Императрица Мария"

"СТРАННЫЕ" ВЗРЫВЫ ИЛИ ПРОДУМАННАЯ АКЦИЯ?

Серия таинственных взрывов взбудоражила тогда общественное мнение.

11 августа 1916 года раздался взрыв на бельгийском пароходе "Фрихандель". Сработала "адская машина", подвешенная на медной проволоке под трапом.

В тот же день и почти одновременно ("Фрихандель " взорвался в 9 час. 30 мин., здесь в 10) в порту Мкскюль на рейде взорвалась "Маньчжурия": сработал заряд, спрятанный в машинном отделении.

7 октября 1916 года пришла очередь "Императрицы Марии".

26 октября 1916 года взрывы разнесли пароход "Барон Дризен" на рейде в Архангельске...

Не слишком ли много "случайных" и "странных" взрывов? И не направляла ли их одна злая воля?

Сопоставим некоторые авторитетные свидетельства и проанализируем обстоятельства этих внешне, казалось бы, никак не связанных друг с другом катастроф.

В книге X. Вильсона "Линейные корабли в бою. 1914-1918 гг." завеса над тайной "странных" взрывов уже немного приподнимается: 27 сентября, говорит исследователь, в Бриндизи загорелся и взорвался итальянский линейный корабль "Бенетто Брин", на котором погиб 421 человек, в том числе контр-адмирал Рубн-де-Червин. Впоследствии выяснилось, что причиной взрыва было предательство: подкупленные австрийцами матросы поместили в одном из погребов "адскую машину".

В ночь на 2 августа 1916 года на линейном корабле "Леонардо да Винчи", стоявшем на якоре в Торонто, начался пожар, и после нескольких взрывов он затонул. 203 моряка погибли, 80 - ранены. "Подробное расследование, - рассказывает X. Вильсон, - показало, что его гибель была результатом измены".

Но что думают по этому поводу другие специалисты?

В ноябре 1916 года, как пишет К. П. Пузыревский в своей книге "Повреждение кораблей от артиллерии и борьба за живучесть", на причины гибели "Леонардо да Винчи" был пролит свет. "Следственные органы, посредством длительного и более обстоятельного расследования, напали на след большой шпионской германской организации, во главе которой стоял видный служащий папской канцелярии, ведавший папским гардеробом. Был собран большой обвинительный материал, по которому стало известно, что шпионскими организациями на кораблях производились взрывы при помощи особых приборов с часовыми механизмами с расчетом произвести ряд взрывов в разных частях корабля через очень короткий промежуток времени, с тем чтобы осложнить тушение пожаров".

Не правда ли, полная аналогия тому, что произошло на "Марии". Но ни Крылов, ни другие члены следственной комиссии тогда еще не знали этих подробностей.

Между тем картина всех этих диверсий до мельчайших деталей совпадала со всем случившимся на "Марии". Изучим еще один материал: "6 ноября 1916 года в 13 часов в Бокарице (район Архангельска. - А. Е.) на разгружавшемся транспорте "Барон Дризен" от неизвестной причины" произошел взрыв в носовой части, где находились сложенные артиллерийские снаряды. Перед началом первого взрыва на корабле был слышен слабый звук, напоминавший выстрел из охотничьего ружья. Вследствие начавшегося пожара в кормовой части транспорта произошел второй взрыв невыгруженного тротила.

Далее последовало еще несколько сильных взрывов, которые разнесли транспорт, превратив его в обломки, разлетевшиеся на большие расстояния: они были найдены на путях железной дороги".

Заменим в этом свидетельстве название корабля "Барон Дризен" на "Императрица Мария" - и все будет точно соответствовать уже известным нам обстоятельствам гибели линкора.

Чем больше размышлял Крылов над катастрофой "Марии", тем сильнее утверждался в предположении относительно диверсии.

Ход раздумий "адмирала корабельной науки" прослеживается уже по изменениям, которые он вносил в текст очерка "Гибель линейного корабля "Императрица Мария". Написанный в 1916 году и по цензурным соображениям не могший тогда появиться в печати, он впервые увидел свет в малотиражном сборнике "ЭПРОН" в 1934 году, а затем вошел в первое издание книги "Некоторые случаи аварии и гибели судов" (1939 г.). При включении очерка во второе издание (1942 г.) к нему были присоединены "Примечания" Крылова, взятые из его же сообщений в заседаниях следственной комиссии.

Крылов писал, что за время с начала войны 1914 года "по причинам, оставшимся неизвестными", взорвались в своих гаванях три английских и два итальянских корабля. "Если бы эти случаи были Комиссии известны, относительно возможности "злого умысла" Комиссия высказалась бы более решительно".

"Императрица Мария" в боевом дозоре

"Императрица Мария" в боевом дозоре

*** *** ***

"Дорогой Коля, план удался, тетя на брак согласилась. Конечно, перевозки вещей не избежать; но я достал справки. Все обойдется не дороже 500 руб.; передам подробности лично. Опущу это письмо на вокзале, и во вторник получишь его не позже 5 часов дня. Целую тебя, твой Андрей".
- Это нашли при обыске? - начальник одного из отделов русской морской контрразведки встал из-за стола.
- Да. Агент пытался письмо уничтожить. Пришлось применить силу...
- Расшифровать удалось?
- Расшифровано. "План достал. Обойдется 500 рублей. Передам лично на вокзале во вторник в 5 часов".
- Но ведь сегодня вторник!
- Да. И уже два часа дня.
- Быстро людей на вокзал! И не спугните...
Вечером перед следователем сидел благообразный пожилой господин.
Вероятно, он решил, что выложить все начистоту - это единственный шанс сохранить жизнь.
- Ваше главное задание?
- Взрыв линейного корабля "Полтава"...

История "Марии" выглядит совсем иным образом, если ее поставить в ряд с другими тревожными фактами активизации деятельности германской морской разведки, о которых мог не знать Крылов, но которые наверняка были известны Генеральному штабу.

Итак, русской контрразведкой был взят с поличным - со взрывчаткой - немецкий агент Танденфельд. Диверсия на линкоре "Полтава" была предотвращена. Удалось предотвратить и взрыв на миноносце "Новик". Увы, так было далеко не всегда, и вот уже уничтожен в Белом море "Барон Дризен", немецкие агенты проникают во Владивостоке на суда Добровольческого флота, гибнет "Императрица Мария".

ЗАГАДОЧНЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ

- Мне нужно видеть директора... - Посетитель говорил с заметным акцентом.

- Он сейчас занят, - ответил научный сотрудник Центрального военно-морского музея в Ленинграде, что расположен в здании бывшей фондовой биржи. - Может быть, я смогу быть вам полезен? Директор освободится через полчаса.

- Ничего, - улыбнулся посетитель. - Я подожду.

Человек в форме иностранного моряка отошел в сторону и с любопытством начал разглядывать старинные бронзовые пушки времен Петра I, огромную модель "Потемкина" и надолго задержался у витрины, где на синем бархате лежали закладные серебряные доски линейных кораблей "Гангут" и "Императрица Мария".

Потом внимание его привлекли находившиеся рядом экспонаты, относящиеся к периоду первой мировой войны, - спасательный круг с германского броненосного крейсера "Фридрих Карл", взорвавшегося на русских минах, реликвии с подводного минного заградителя "Краб", кораблей "Новик" и "Сивуч", спасательный пояс с немецкого миноносца "76"...

В кабинете директора посетитель повел себя более чем странно.

- С кем имею честь? - спросил его директор.

- Это не столь важно... Не имеет значения, - пояснил гость. - Я имею к вам деловое предложение...

- Слушаю вас.

- Я только что рассматривал в витрине закладную доску линкора "Императрица Мария"... Я мог бы обогатить вашу экспозицию... - Он вынул из кармана несколько снимков и разложил их на столе директора.

- Это же "Мария"! - удивленно воскликнул тот.

- Да, - удовлетворенно согласился гость. - Вернее, ее гибель. Катастрофа, так сказать, во всех ее фазах. Это уникальные снимки... Никто и никогда вам вновь их не предложит.

- Но откуда они у вас?

- Это тоже не имеет значения... Таковы обстоятельства... Я продаю - вы покупаете. Ничего большего я, к сожалению, сообщить вам не имею права...

Музей купил снимки.

Вот когда "карты сошлись". Увиденные мною в морском музее фотографии были копиями тех, "кенигсбергских". Как они попали в Кенигсберг? Ясно, их мог привезти сюда только разведчик. Немец, живший в Кенигсберге, не мог сделать таких снимков ни "на память", ни получить в качестве "сувенира": между Германией и Россией в то время, когда снимки были сделаны, шла война.

Выводы экспертизы по этим фотодокументам вполне однозначны:

"Подобную серию снимков могли сделать лишь люди, знавшие день и час замышлявшейся диверсии, иначе говоря, участники диверсионного акта".

Действительно, происхождение снимков не вызывает сомнений. Во-первых, кто бы разрешил фотолюбителю заснять в военное время Северную бухту Севастополя, где стояли военные корабли? Никто. Тем более что все газеты кричали тогда о германском шпионаже. Такой человек немедленно обратил бы на себя внимание и был бы задержан. Во-вторых, для того чтобы сделать такую серию, нужно заранее выбрать точку съемки и иметь необходимое количество пленки. В-третьих, трудно представить себе фотолюбителя, который бы встал ни свет ни заря к утренней побудке на кораблях, чтобы сделать снимки, которые можно спокойно получить днем, при гораздо лучшем освещении.

Нет, фотолюбительство здесь исключено.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ И ВТОРАЯ СМЕРТЬ

Но что же стало с самой "Императрицей Марией"?

Когда Крылов, расследовавший причины катастрофы, вернулся а Петербург, он был назначен председателем в состав организованной при морском техническом кабинете комиссии для проектирования мер к подъему "Марии".

Крылов мыслил все это себе следующим образом: "Корабль поднимался вверх килем нагнетанием в него воздуха, в этом положении вводился в сухой док, где предполагалось заделать люки, кожухи дымовых труб, повреждения и всякие отверстии борта и палуб, затем после всех исправлений корабль вверх килем выводился из дока, накачивалась вода в междудонные отсеки, и корабль самым небольшим усилием переворачивался в нормальное положение".

Водолазы, осмотревшие "Марию", спустя два года после катастрофы нашли корабль в грустном состоянии: он зарос тиной и ракушечником. На дне, как сказочные чудовища, лежали огромные орудийные башни, выпавшие из корпуса.

Изучив проект А. Н. Крылова, инженер Г. Н. Сиденснер, которому поручили руководить работами, взял его за "рабочую основу". При помощи сжатого воздуха, нагнетаемого в корпус, "Марию" подняли и поддерживали на плаву до мая 1919 года.

21 мая 1919 года тысячи севастопольцев, облепивших склоны Северной бухты, видели, как мощные портовые буксиры "Водолей", "Пригодный" и "Елизавета" осторожно повели "Марию" в док.

Инженеры еще раз осмотрели здесь корабль. Неожиданно обнаружилось, что 130-миллиметровые пушки линкора хорошо сохранились.

Разруха, голод, гражданская война - тяжелое было время.

Устанавливали "Марию" в доке, когда в Севастополе была Красная Армия. А скоро "Мария" увидела других гостей: линкор пожелал осмотреть сам Деникин...

Лилась кровь, наступали и откатывались армии, а "Мария" продолжала стоять в доке. Как намеревались дальше поступить с кораблем? Если отбросить самые нелепые фантастические проекты, то, судя по официальной переписке тех лет, в основном предлагалось: 1. Восстановить "Марию" как линейный корабль. 2. Превратить ее в коммерческий пароход. 3. В зерновой или угольный склад. 4. Разобрать судно в доке и использовать его как сырье для заводов.

Деникин был человеком действия. Он приказал:

- Корабль перевернуть, поставить в нормальное положение... А там посмотрим...

Но к Крыму подходила Красная Армия, и, перед тем как уйти, врангелевцы затопили док.

Севастополь снова стал советским. Но могла ли молодая республика думать тогда о строительстве линейных кораблей, когда средств не хватало на самое необходимое?

Осенью 1922 года "Марию" отбуксировали к тому месту, где когда-то, во времена далекой Крымской войны, чтобы преградить врагу путь, легла на дно гордая парусная эскадра, и затопили.

Тайна "Императрицы Марии" до последних дней считалась неразгаданной. Даже в таком авторитетном издании последнего времени, как исторический очерк "Черноморский флот" (Воениздат, 1967), сказано: "7 октября в Северной бухте Севастополя взорвался и затонул линейный корабль "Императрица Мария". Причина катастрофы осталась неизвестной". В другой книге - "Флот в первой мировой войне" (Воениздат, 1964), - вероятно, за недостаточностью данных, авторы вообще ушли от разговора о причинах гибели линкора. Здесь читателю предложена весьма туманная формулировка: "Тяжелым событием для флота была катастрофа, повлекшая гибель линейного корабля "Императрица Мария".

Думается, что сейчас, в свете того, что мы рассказали, эту "причину" можно считать документально установленной. Правда, мы еще не можем назвать по именам конкретных исполнителей диверсии, но, думается, дальнейший поиск даст ответ и на этот вопрос.

Калининград - Севастополь - Ленинград - Москва, 1947-1970

Антология Таинственных Случаев, ТМ-1970, №11

>> Д А Л Ь Ш Е


в ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ

в МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ

в ТАЙНЫ КАТАСТРОФ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА

в ФОТОАРХИВ


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА 












Хостинг от uCoz