Продолжаем разговор о судьбе С. ЛЕВАНЕВСКОГО и его экипажа, начатый в прошлом номере журнала П. Новокшоновым и Д. Алексеевым. Возражая им, свою точку зрения высказывает участник поиска пропавшего самолета. А в следующих номерах мы познакомим вас с результатами недавних экспедиций, организованных нашим журналом совместно с коллегами из газет "Воздушный транспорт" и "Советская Башкирия".
ВАЛЕНТИН АККУРАТОВ,
заслуженный штурман СССР
Более девяти месяцев экипажи 15 советских и 7 американских самолетов, купленных и зафрахтованных Советским правительством, безуспешно искали самолет Н-209 с Земли Франца-Иосифа и Аляски, отдавая поискам все свои силы и мужество. Увы, Арктика не раскрыла своей тайны.
Множество самых различных версий о возможном районе катастрофы возникло после последней радиограммы с борта Н-209.
В 14.32 бортрадист М. Галковский сообщил, что они идут на высоте 4600 м, в облаках. Один из четырех моторов отказал из-за
порчи маслопровода, сильный встречный ветер, обледенение...
Но если самолет спустился до такой высоты, значит, мотор отказал не в 14.32, а раньше. И спустился самолет не по желанию экипажа, а вследствие потери 25 процентов тяговой мощности. В облаках при обледенении не только ухудшились аэродинамические характеристики самолета, но и была потеряна возможность определять правильный курс, то есть направление на Фэрбенкс. В высоких широтах не работают авиационные компасы всех типов, особенно "апериодические", какие были на вооружении Н-209.
С явлением отказа магнитных компасов мы впервые встретились при полете с М. Водопьяновым в высокие широты в 1936 году, и уже при высадке папанинцев на полюсе инженер Л. Сергеев подготовил нам солнечные указатели курса, работа которых не зависела от земного магнетизма. Этот прибор не был компасом, но он позволял идеально выдерживать курс вдоль меридиана. До отказа мотора штурман Н-209 В. Левченко вел самолет по солнечному указателю, а в облаках курс, естественно, был потерян. На борту имелись и гироскопические полукомпасы, как бы "хранители" курса, снятого с солнечного указателя, но эти приборы за час полета уводили самолет вправо примерно на 15 ° - на величину, равную угловой скорости вращения земного шара. Машина на трех моторах идет с большим креном, плохо управляема, а обледенение быстро создает предпосылки штопорного положения. Самолет, не подчиняясь управлению, разваливается еще в воздухе или врезается во льды океана. Наивно считать, что связь прекратилась из-за обрыва антенны. Такое в полетах бывает, но оборванную выпускную антенну легко заменить.
Допустим, наконец, что самолет сохранил в облаках горизонтальное положение и пошел на посадку. Льды за полюсом очень торосистые, высота их достигает 10 - 12 м. При сплошной облачности, когда нет теней, все неровности совершенно незаметны, даже для самого опытного глаза. В экипаже С. Леваневского опытных ледовых разведчиков не было, сам он никогда не садился на дрейфующие льды. А если машина врезается в торосы, она загорается, даже если моторы выключены: бензин, выплеснутый по инерции вперед из разрушенных баков, вспыхивает или взрывается. Уцелеть в такой ситуации практически невозможно.
44 года я летал над арктическими морями. Мы сотни раз приземлялись на льдины, выбранные с воздуха. Тысячи таких посадок выполнены моими коллегами. Но никто и никогда не садился на льды при низкой сплошной облачности. У Леваневского не было выбора...
И все же тогда мучительно хотелось верить, что он и его спутники живы. Даже уже после войны, уходя в далекую ледовую разведку, мы тщательно осматривали все далекие пустынные острова и мощные ледяные флоберги (дрейфующие острова) в надежде обнаружить обломки самолета с красными крыльями и голубым фюзеляжем. Ведь нашли же спустя 33 года аэронавтов Андрэ, Стринберга и Френкеля, пытавшихся в 1898 году достичь Северного полюса на аэростате "Орел"!
Увы, все было тщетно. Но когда в ледовой разведке или высокоширотных экспедициях
мы попадали в район предполагаемой гибели СССР-Н-209, всегда делали широкий круг или покачивали самолет с крыла на крыло в честь погибших героев.
Конечно, есть и другие версии. Согласно некоторым из них, Н-209 долетел до Аляски и совершил посадку где-то на ее побережье.
Мне хорошо знакомы берега Аляски. Ровная заболоченная тундра, за которой к югу начинаются высокие горы. Тундра достаточно густо заселена эскимосами: охотниками, оленеводами. Здесь имеется ряд полярных метеостанций, нередки геологические партии. Перелет самолета Н-209 не мог остаться незамеченным. А в горы самолет на трех моторах не пошел бы, это равносильно самоубийству, тем более в той сложной метеообстановке, которая была на Аляске 13 - 14 августа.
И все-таки любая, даже самая фантастическая версия может оказаться реальной. Человеку, незнакомому с Арктикой, трудно представить всю сложность поисков в полярных условиях. И чтобы воссоздать обстановку, я привожу страницы дневника, который вел на острове Рудольфа в те самые злополучные дни, когда где-то за полюсом бесследно исчез экипаж самолета СССР-Н-209.
3 августа. В бухте Тихая ясно, тепло. У нас холодно, 1,4 градуса. Туман, гололед. Ночью пошли вездеходом на купол (ледниковая вершина острова Рудольфа, где был наш аэродром) ждать антициклон, обещанный синоптиками.
4 августа. Пришел антициклон. Прогноз синоптика Дзердзеевского, как всегда, оправдался. И. Мазурук и А. Григорьев (начальник полярной станции Тихая, которого вместе с аэрологом В. Канаки мы привезли к себе для обмена опытом) вылетают в Тихую на Н-36. На Н-128 должны лететь Козлов, Канаки и я.
В 11.55 Мазурук стартовал с нижнего аэродрома на Тихую. Спустя 10 мин после его вылета нам сообщили, что купол, где расположен аэродром на Тихой, закрыло туманом. Решили наш полет отменить. Через 3 ч после вылета с Рудольфа Мазурук в Тихую не прибыл. Что с ним2 На каком острове сел из-за погоды7
18.00. Мазурука в Тихой до сих пор нет. Ждем погоды, чтобы вылететь на поиски. 21.00. Мазурук неизвестно где. К поискам все готово, кроме погоды. 21.35. Илья в Тихой. Из-за тумана сделал вынужденную посадку на острове Нансена в 30 километрах от Тихой. У нас туман и дождь. В Тихой ясно.
5 августа. Туман, дождь. Лето прошло, но на обнажениях каменистой осыпи цветут желтые маки. Цветы и снег!
7 августа. Туман. Падают большие хлопья снега, температура - 1,2. Радисты жалуются на непрохождение коротких волн. Мои радиограммы для центральных газет лежат с 4 августа. В Тихой хорошая, летняя погода. Леваневский пока не летит. Видимо, его самолет еще не готов. Все время ждем погоды для полета в Тихую.
9 августа. Туман, 3 град, снегопад. Темно из-за тумана и мощной облачности. В Тихой хорошая летняя погода.
10 августа. У нас ясно, тепло, голубое небо. В Тихой туман.
11 августа. Туман. Снег. С утра до вечера работаем на припае ледника у мыса Столбового. Откопали и перетащили 225 бочек бензина.
12 августа. Тихая молчит. Связи нет уже более суток. Получили наконец-то сообщение из Москвы - Леваневский вылетел. В 00 ч 38 мин прошел точку 68 ° 31' северной широты, 44 ° 10' восточной долготы. Дежурим на аэродроме. Пурга. Гололед опять порвал крылья у Н-128. Большие заносы, самолеты откапываем постоянно.
13 августа. Ветер северо-западный. Леваневский летит на 6000 м,
ветер встречный 100 км/ч, температура на высоте - 35 град. Полюс прошел в 13.40. В 14.32 получена тревожная радиограмма: "Крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода тчк Высота 4600 идем в сплошной облачности... Ждите".
Сейчас уже 22 ч, но его рация молчит. Тихая тоже молчит. Якутск сообщает, что получена радиограмма с Н-209. "Все в порядке, слышимость Р-1 (слабая)". Но эта радиограмма сомнительна. Очень тревожно. Все радиостанции слушают эфир на волне Н-209.
14 августа. Н-209 не слышно. В Фэрбенкс Леваневский не прибыл. О. Ю. Шмидт запросил состояние аэродрома Рудольфа и у Папанина. Обсуждаем с Козловым варианты оказания помощи. Но командира самолета - Мазурука - нет.
Тихая все еще молчит. Погода несколько улучшилось. Гололед на куполе. Порвана обшивка Н-128; Н-169 превратился в глыбу льда. Чистим, ремонтируем.
Москва сообщает о посылке на помощь Леваневскому трех самолетов с экипажами Водопьянова, Молокова и Алексеева. Начальником отряда назначен Шевелев.
15 августа. Туман. Молчит Леваневский. Молчит Тихая. Шевелев сообщил, что вылетают 18 августа.
16 августа. С утра купол открыт, но над архипелагом туман. Ветер северо-северо-западный, светит солнце. Все было готово к вылету, но на рулёжке мотор Н-128 пришлось выключить. Неожиданный туман затянул весь остров.
Леваневского не слышно. Получили сообщение, что американские летчики уже приступили к поискам с берегов Аляски. А у нас нет погоды, чертовски досадно! Тихая наконец заговорила.
17 августа. С утра все заняты на аэродроме очисткой гофра самолета и перевозкой горючего. Всего накатали 250 бочек: 50 000 кг бензина и 10 бочек масла. Аэродром готов к встрече тяжелых самолетов. Возможна посадка на колесах.
18 августа. День авиации. Праздник не клеится. В Тихой туман, у нас купол открыт. Мазурук вылететь к нам не может, нервничает.
20 августа. Тепло, температура +4,2 град, туман, ветер южный. К северу от острова появились большие разводья. Из Москвы получили известие, что мы будем лететь на поиски Н-209 вместе с самолетами Н-170, Н-171 и Н-172. Мазурук до сих пор не может вырваться из Тихой.
21 августа. Туман. Дождь. Дима, наш первый бортмеханик, попал под гусеничный трактор. Отделался разрывом мышц и связок правой руки, но к полету не годен. Вот еще непредвиденное несчастье!
22 августа. Туман!
23 августа. Вечером Козлов при неосторожном обращении с порохом обжег себе лицо. Глаза целы, но правый не видит. Лежит весь забинтованный. Вот комедия! Мазурук застрял в Тихой, Козлов без глаз, Шекуров с больной рукой!
25 августа. Солнце и туман. Самолеты Н-170, Н-171 и Н-172 стартовали из Москвы сегодня в 08 ч 00 мин. Ночью получена радиограмма от Шевелева: самолеты Н-170, Н-171 и Н-172 сели в Архангельске. Купол открыло, но кругом низкая облачность.
26 августа. Купол закрыт, но к вечеру открыло. Н-170, Н-171 и Н-172 уже в Амдерме. Мазурук попрежнему сидит в Тихой. Глаза Козлова поправляются, но вид лица ужасен. Бровей и ресниц нет.
27 августа. С утра купол закрыт. Ветер западный. В 12.00 купол открылся. Ночью получена радиограмма от Мазурука. Сообщает, что ураганом сломан самолет СССР-Н-36. Ремонт невозможен.
28 августа. Купол закрыт. Туман, снегопад, ветер западный.
Такая же погода и у Папаннна. Они деятельно готовят аэродром для нашего прилета. Самолеты Шевелева еще в Амдерме.
29 августа. Туман, снегопад. Вылет самолетов из Амдермы задерживается.
30 августа. Туман, гололед. Ветер северо-западный, 6 баллов, температура - 2 град. Мазурук сообщает, что выезжают на шлюпках на остров Кетлиц для организации запасного аэродрома. Пурга.
1 сентября. С утра ездил на купол проверить Н-169. Льда наросло на всех частях самолета до 30 см. Более 9 ч сбивали лед. Туман, снегопад. Настоящая зима! Бедные маки! Они еще не успели полностью расцвести, а их уже засыпало снегом. Ветер северо-восточный. Сегодня не вытерпел и написал радиограмму Щмидту с проектом поисков Леваневского. Бозлов одобрил проект и тоже подписал радиограмму. Вот ее текст: "Экватор Москва Главсевморпуть Шмидту Амдерма Шевелеву Целях поисков Леваневского предлагаем Н-169 запасом горючего 18 часов продовольствия 6 месяцев экипажем 6 человек вылететь район предполагаемой посадки Н-209 тчк Запас горючего позволяет произвести 5-часовые поиски зпт случае ненахождения произвести посадку имея 6-часовой запас горючего обеспечивающего возвращение на Рудольф тчк Наша посадка обеспечит прилет других самолетов дачей погоды зпт устройством аэродрома зпт прослушиванив рации Н-209 при нашем нахождении непосредственной близости тчк Возможность зимовки учитывается Аккуратов Козлов"
2 сентября. Ура! Самолеты, поднявшись в 08.15 в Амдерме, в 14.25 благополучно сели на мысе Желания. От попытки долететь до Рудольфа пришлось отказаться. Туман. Гололед, температура - 3 град. В 13.00 на 1
5 мин выглянуло солнце. Вчера оно впервые закатилось в полночь за горизонт.
3 сентября. Туман, температура - 5 град. Гололедом порвало антенны радиомаяка. Сегодня вновь установили радиотелефонную связь с Тихой. Звено Шевелева сидит на мысе Желания.
4 сентября. Туман, мороз - 6 град. Осматривал аэродром. Состояние нормальное. На американской зимовке подо льдом нашли клубничное варенье и мед, заготовленные в 1902 году. Качество отличное.
5 сентября. Туман, температура - 7 град. Снегопад. Искали новый аэродром внизу купола. Нашли, но для маленьких самолетов.
6 сентября. Туман, потепление +2 град, ветер северо-западный. Ночью в течение трех часов купол был открыт, но облачность сплошная, 400 - 500 м. Шевелев забрасывает нас радиограммами с запросами о погоде. Увы, она нелетная. Стромилов связался с "Красиным", находящимся во льдах у мыса Барроу (Аляска). Самолет летчика Задкова "Доронье Валь", на котором он пытался искать Н-209, раздавлен льдами. Экипаж спасен "Красиным".
7 сентября. Туман, температура +3 град, ветер юго-западный. Ночью купол опять открыло, но Дзердзеевский сообщил, что ночью они вылететь к нам не могут из-за темноты. От Шевелева получили приказ: вылетать для разведки погоды и поиска запасных аэродромов на острове Грем-Белл.
Вечером шел дождь и тут же превращался в гололед. Барометр резко падает. Неоднократные ежедневные попытки взлетать не удаются. Купол открывается ненадолго. Так же и в Тихой. Как говорил мой приятель Анакуль - эскимос с острова Врангеля: а самолетка есть, погодки нет, погодка есть, самолетки нет".
8 сентября. Рано утром подготовились к вылету, но купол закрыло, туман, дождь со снегом. Шевелев запросил, были ли мы в разведке. Но ведь они сами сидят на Желании именно из-за нелетной погоды! В последних известиях по Центральному радио сообщили о плане поисков Н-209 звеном, развернутым строем, как на параде. План, конечно, неосуществим...
9 сентября. С утра поднялись на купол, лететь на разведку. Шевелев вновь радирует - стартовать только в случае открытия купола. Дежурим у самолета, но купол так и не открыло. Мороз - 11, в зените ясно.
10 сентября. Купол попеременно то открывается, то закрывается туманом. К полудню окончательно закрыло. Мыс Желания каждые полчаса запрашивает погоду. В 0.30 отряд вылетел к нам. Установили за ним наблюдение в эфире, Н-128 держим под мотором. В назначенное время отряд на Рудольф не прибыл. Купол плотно закрыт. Через два часа отряд передал, что сели из-за погоды на острове Райнер. Остров, конечно, необитаемый, посадку совершили на купол ледника. Спустя 10 мин после посадки туман затянул и Райнер. Молодцы, хорошо сработали!
11 сентября. Идет непрерывная вахта. Погода меняется буквально ежечасно! Купол то закрывает, то открывает. Погоду на Райнер даем каждые 10 мин. Н-128 стоит на старте. Непрерывные волны тумана и заряды снегопада не дают взлететь. В радиограммах отряда появились тревожные нотки.
12 сентября. Туман, туман и туман! Кажется, что его промозглая, ядовитая сырость проникла даже в наши кости. Тихая сообщает, что Мазуруку удалось в 15.10 вылететь на Рудольф. В расчетное время он, однако, к нам не прибыл. Видимо, где-то пошел на вынужденную посадку. А если нет? Тревожно и неспокойно. Как только рассеется туман, вылетаем с Козловым на поиски Мазурука.
13 сентября. Над Рудольфом ясно. День неожиданных, но хороших событий. В 23.40 сел М. Водопьянов, а через два часа прилетел Мазурук! Илья на Н-36-бис из-за тумана вынужден был сесть на... Райнере! Но самолеты отряда
, которые сидели там же, не видел. Ночью действительно все кошки серы, а туман - это похуже ночи.
Наконец-то на Рудольфе установилась чудесная погода. Надолго ли?
14 сентября. Идет зарядка горючим. Входит в каждый самолет по 45 бочек. Качаем вручную. Купол открыт. Летал с Мазуруком, потом с флаг-штурманом экспедиции Спириным на разведку погоды.
15 сентября. Купол открыт. Мороз - 12 град. Продолжается заправка машин. Настроение звена не в пользу Н-209. Живы ли они? Вряд ли.
16 сентября. Купол закрыт, температура - 12. Закачка горючего закончена. Идет подготовка снаряжения.
17 сентября. Купол закрыт. Туман. Грузим продукты на самолеты.
18 сентября. Купол открыт, но внизу туман, температура - 12 град, снегопад. Козлову не везет, при спуске с купола на лыжах упал и повредил ключицу.
19 сентября. Летная погода держалась с 12 до 20 ч. На Н-36-бис ходили на высоту с зондажем. Дзердзеевский говорит - лететь звену можно, но Шевелев решил вначале пустить на разведку погоды нас на Н-169. Греем моторы.
20 сентября. Сегодня в 06.13 вылетели на Н-169 на разведку погоды до 84 °. По плану, при хорошей погоде следом за нами должен был вылететь Водопьянов (Н-170), Молоков (Н-171) и Алексеев (Н-172). На 83 ° 30' встретили туман и сплошную облачность. От 84 ° 35' повернули обратно. Погоду все время передавали по радио. Звено из-за неблагоприятной погоды от вылета отказалось. Лед на 82 ° 30' - обломки полей с разводьями, дальше огромные поля сравнительно молодого льда с грядами торосов на краях. Разводий мало. На Рудольф вернулись в 8.55. За время полета трижды переставал работать радиомаяк. Температура на 1000 м - 5 град, на земле - 10. Ветер южный.
21 сентября. В ожидании погоды. Снегопад, туман.
22 сентября. Пурга, настоящая зимняя. Ветер северо-северо-восточный, 6 - 7 баллов.
23 сентября. Пурга стихла. На аэродроме с утра освобождаем самолеты от снега. Температура - 16 град, внизу - 12.
24 сентября. Мороз - 15 град. Опять чистим самолеты от снега и льда.
25 сентября. Купол открыт, но кругом туман. Дежурим в машине.
26 сентября. Купол с утра открыт, но к 9 ч затянуло. Туман и обледенение. Пытались с Мазуруком на Н-128 взлететь, но машина не оторвалась из-за рыхлого снега. Вечером Н-128 трактором спустили вниз. Ночью Водопьянов, Мазурук и я долго спорили о тактике поисков Н-209.
27 сентября. Метель, туман. Вечером на общем собрании обсуждали план спасательных работ. Я вновь поставил вопрос о посадке одного из кораблей на полюсе с целью обеспечения погодой. Шевелев ответил, что не может слишком рисковать людьми, такая установка дана в Москве.
28 сентября. В 5.00 побудка. Дежурим на Н-128. Остальные экипажи переставляют на лыжи Н-170. В случае полета Н-170 после разведки на Н-128 вылетаем на Н-169 на Грем-Белл и Землю Александра с целью изыскания запасных аэродромов, обеспечивающих возвращение с полюса Н-170 при закрытии Рудольфа. Две другие машины сядут в обследованных нами районах.
Туман, ветер юго-западный. Боремся с гололедом, скоблим, отбиваем лед с самолетов. Н-170 переставили на лыжи. Ночью устроили баню.
29 сентября. Мазурук заболел. Похоже на грипп. Болезнь завезло звено. Сейчас больных 13 человек. В 15 ч получил приказ лететь на высоту на Н-128 с Орловым и Дзердзеевским. При взлете лыжа провалилась в замаскированную снегом трещину. Шасси снесены, разбит винт, радиатор и правое нижнее крыло. Экипаж отделался испугом. Опять туман.
30 сентября. Мороз - 22 град. Ясно, но метет. Всю ночь не спали. Грели моторы. Новый план. Я должен идти с Мазуруком на Н-169 на Землю Александра, Алексеев - на Грем-Белл, Водопьянов - на поиски Н-209. Масло в баках замерзло. Электроподогрев не действует, а на нашей машине его нет совсем. После 6 ч подогрева и запуска моторы пришлось остановить: масло в баках так и не разогрелось. Купол открыт, ясно, температура - 24 град.
1 октября. Пурга. Купол закрыт. Температура - 12 град, ветер северо-восточный, 7 - 8 баллов.
2 октября. Ночью получили приказ лететь на Н-169 на разведку. Пока добрались до купола, начались метель и снегопад.
Получена радиограмма из Москвы о предстоящем вылете второго спасательного отряда под командованием Б. Чухновского на четырехмоторных самолетах, оборудованных для поисков ночью.
В последних известиях - сообщение о поисковых полетах Уилкинса на самолете, закупленном нашим правительством. Жаль, что в составе его экипажа нет советских летчиков.
Уилкинс из-за морозов, точнее, из-за наступления полярной ночи полеты вскоре прекратил и вернулся в Нью-Иорк.
3 октября. Температура - 19 град
, ветер северный. Опять с утра на куполе. В 14.00 моторы на Н-169 уже крутились, но туман сковал все! Идут горячие споры об отряде Чухновского.
4 октября. Пурга. Ночь готовили самолеты, но пурга не позволила вылететь.
5 октября. Пурга, туман. Дзердзеевский начинает ошибаться в прогнозах. Вчера предсказывал хорошую погоду, а мы всю ночь дежурили в пурге.
6 октября. Дежурим. К высоким широтам вылетает Н-170. Мы с целью обеспечения их возвращения летим на Землю Александра. С нашего корабля на Н-172 забрали все световые ракеты, домкрат, взлетную кувалду (молот для трогания самолета с места на лыжах). Прогноз Дзердзеевского не из блестящих, но лететь решено. Отряд Чухновского в 9.00 вылетел из Москвы и через 6 ч сел в Архангельске.
7 октября. Ночь на куполе. Ясно, звезды, мороз - 16. Готовим машины. Горят прожектора. В 4.15 стартовал Н-170, в 7.23 наш Н-169. Н-170 ушел на север. Счастливого пути! Мы вначале подошли к Тихой, но остров полностью закрыт туманом. Переговорив с ними по радио, взяли курс на Землю Александра. Всюду лед с небольшими разводьями. Земля Александра тоже закрыта туманом. Изменили курс и пошли на остров Артура. Этот район моря Королевы Виктории наиболее не исследован. Сдала опять радиостанция, а ведь радист Ануфриев - бог своего дела. Сесть на куполе не решились: туман уже подкрадывался к нему с севера. Посадить машину на южной косе не удалось. Идем на Землю Георга. По пути веду аэросъемку. Выбрали место и сели на полуострове северной части Георга между заливами Географов и Маркама. Сидим. Высота купола 350 м. Пес Куцый, отличный медвежатник, необычайно рад впервые увиденной земле, неистово катается по гальке, Ваня Кистанов - инженер-автопилотчик варит кофе. Ануфриев, Шекуров и я чиним рацию. Остальные делают подкоп под лыжи самолета. Ведь оторваться с места без трактора при таком глубоком снеге - задача! С Рудольфа снимались больше часа! Сидели 1 ч 40 мин. Решили взлететь: туман ползет и сюда. Все, за исключением Мазурука и Шекурова, на хвосте с земли помогают сдвинуться машине. Полный газ, вихри снега. Мы толкаем самолет, и он срывается, уходя от нас в снежной туче. Тронуться удалось только с третьей попытки - без кувалды и домкрата отрыв очень сложен. Самолет, уйдя от нас, разворачивается и бежит обратно. Наша задача - на ходу по спущенному трапу вскочить внутрь. Ветер срывает с ног, снег забивает глаза, уши. Но все в самолете, последнего втаскиваю за ворот. Это Ваня Кистанов. Полный газ, мы в воздухе. Рация исправлена, но не 11-СК-1, а "Баян". Даем погоду. Держим связь с Рудольфом. Оказывается, Н-170 идет обратно, находится уже на широте 84 °. Нам приказывают немедленно возвращаться на Рудольф, пока не закрыл его туман. Идем над морем Королевы Виктории, в воздухе уже 5 ч 15 мин. Обнаруживаем, что островов Эдуарда и Гармсуорта в действительности не существует, хотя они и есть на всех картах. Идем домой, задание выполнено. К северу исключительно ясно. Виден остров Рудольфа, хотя до него более 130 км. Под нами торосистые поля льда. Садимся на Рудольфе. Водопьянов уже здесь, рядом с другими самолетами. Н-170 в воздухе был 10 ч 02 мин. Самолет Леваневского не обнаружен.
8 - 9 октября. Отдыхаем впервые за месяц. Пурга.
10 октября. Пурга. Водопьянов заявил, что Н-170, Н-171 и Н-172 на поиски больше не полетят. Машины не оборудованы для ночных полетов, а Н-169 и того хуже. На смену идет отряд Чухновского.
* * *
Вот в какой обстановке развертывались поиски экипажа Сигизмунда Леваневского.
А с отрядом Б. Чухновского приключился еще более невероятный казус. До мыса Желания на Новой Земле, несмотря на сложность погоды, полет проходил нормально. Но на последнем этапе, при перелете к острову Рудольфа, откуда должны были начинаться поиски, отрад бесследно исчез.
Мы ждали. Чухновский сообщил, что через полчаса все три самолета прибывают на остров Рудольфа. В указанное время самолеты, однако, не прибыли. Вскоре нам сообщили по радио, что из-за погоды вследствие закрытия туманом купола Рудольфа они благополучно произвели посадку на необитаемом острове Джексона, находящемся в 40 км южнее. Радиосвязь с отрядом была нормальной, на самолетах был месячный запас продовольствия и все необходимое для жизни в условиях наступившей полярной ночи с ее стужей и метелями.
Однако, как только наступила летная погода, мы начали поиски. Но... на острове Джексона самолетов не оказалось! Не было их и на других островах архипелага.
Шли дни, десятки дней. С отрядом была ежедневная регулярная связь. Вскоре снегопады покрыли лед купола глубоким снежным покровом, и самолеты Чухновского уже не могли взлететь, так как были на колесных шасси. Экипажи держались мужественно и спокойно, но мы понимали, что продукты питания их подходят к концу, даже морозы и неистовые метели заставили их зарыться в сугробы. Есть связь, но нет самолетов! Где они? Погода полярной ночи не позволила осмотреть все 127 островов, раскинутых на площади в 400х200 км. Все яснее становилось, что в черной мгле полярной ночи неумолимо приближается трагическая развязка.
И вдруг кому-то
в голову пришла блестящая мысль. На Рудольфе был моторный, так называемый потолочный прожектор, которым никогда не пользовались, так как в этом до сих пор не было нужды.
В очередную связь отряду сообщили, что в ясную, безоблачную погоду на куполе острова будет зажжен прожектор, причем луч его будет поставлен вертикально. Он будет виден километров за 100 - 150. Останется засечь его азимут и сообщить нам.
И вот когда прожектор был зажжен и его луч вспорол темноту безоблачной ночи, мы внезапно увидели в полосе света... силуэты трех самолетов!
Через час мы были у них...
Оказывается, все эти долгие дни отряд сидел на нашем аэродроме в... 4 км от нас!
Этот случай лишний раз демонстрирует, что такое Арктика ночью и что такое поиски в Арктике. Никем не предвиденная задержка привела к тому, что отряд В. Чухновского смог приступить к работе лишь весной 1938 года. 4 апреля в ясный, солнечный полярный день летчик Я. Мошковский совершил полет в район предполагаемой посадки Н-209 (с учетом дрейфа льдов), но никаких следов самолета не обнаружил. В этот же период летчик И. Котов на одномоторном самолете конструкции Поликарпова Р-5, переоборудованном для дальних арктических полетов, выполнил второй полет в более южный район, куда дрейф мог переместить льдину, на которую, возможно, сел Леваневский, но также никаких признаков Н-209 не обнаружил. Самоотверженно работая в сложных погодных условиях, Б. Чухновский попадал в аварию на острове Рудольфа, а М. Бабушкин - на острове Рукера. При возвращении на Большую землю раненый Бабушкин и часть его экипажа погибли при катастрофе самолета Я. Мошковского под Архангельском.
На этом поиски прекратились.
Два года назад я получил письмо из Якутска. Местный вертолетчик Евгений Васильевич Попов на берегу озера Себен-Кюэль (в 400 км к северу от города) обнаружил холмик, на котором лежала грубо отесанная доска с выжженной надписью: "Здесь 13 августа 1937 года в результате катастрофы самолета Н-209
погиб экипаж... Леваневский..." Далее надпись неразборчива.
Попов и его бортмеханик А. Кирсанов сообщили об этом летному составу отряда и геологам. Все заверили, что быть этого не может, так как Н-209 погиб совсем в другом месте. Попов поставил в известность директора Арктического и Антарктического института А. Ф. Трешникова и академика Е. К. Федорова. Осенью 1981 года Попов был у меня, и я расспросил о подробностях.
Он рассказал, что обнаружил могилу в 1965 году. Позднее, когда прибыли Федоров, Трешников и члены Якутского обкома КПСС, могилы они не нашли, а доска с надписью была взята экипажем вертолета, базирующимся в Жиганске, который обслуживал геологов в районе Себен-Кюэля, но вертолет при возвращении на базу потерпел катастрофу... и все сгорело.
Далее он рассказал, что местные якутские охотники на поверхности озера часто видят масляные пятна, вероятно, от утонувшего самолета. Озеро - единственное ровное место в этом районе. Озеро большое, глубиной до 150 метров. Но кто и когда обнаружил трупы экипажа и, похоронив их, никому не сообщил об этом? Непонятно и загадочно!
25 ноября 1981 года Е. К. Федоров на мой вопрос, стоит ли организовать специальную экспедицию для проверки этого сообщения, сказал - да, но серьезную, с магнитной съемкой дна озера. Увы, 30 декабря 1981 года Федорова не стало.
Мог ли Н-209, летевший вдоль 148-го меридиана, попасть на меридиан Якутска? При наличии горючего - да! Широта Фэрбенкса и озера Себен-Кюэль почти одна и та же, разница в 40 км.
Но чтобы вместо Фэрбенкса выйти на Якутск, нужно сбиться с курса на 79 ° вправо!
Сомнительно, чтобы изменение курса было преднамеренным. Перед стартом из Москвы Леваневский сказал друзьям, что в этом перелете возвращаться назад не будет, а пойдет до конца. Почему же мог самолет отклониться от курса на Фэрбенкс?
Как известно, в высоких широтах Арктики все типы авиационных магнитных компасов не работают. Штурман В. Левченко вел самолет по солнечному указателю курса, прибору, позволяющему выдерживать курс только вдоль меридиана и при наличии солнца. Астрономических и гироскопических компасов в авиации тех времен не было. Самолет шел на высоте 6000 м, то есть под верхней кромкой облаков, пеленгируя солнце. Но когда отказал мотор, они вынуждены были снизиться до высоты 4600 м, в облака, и Левченко скорее всего повел самолет по гирополукомпасу. Когда же спустя три часа самолет вошел в зону, где магнитные компасы стали действовать, их отклонение уже равнялось 45 ° плюс 21 ° аэродинамического отклонения за счет вращения винтов, плюс уход в сторону крена не менее чем на 15 °, а всего в сумме 81 °!
Возможно, экипаж окончательно потерял веру в свои курсовые приборы и продолжал полет в облаках по тому же гирополукомпасу. На подходе к месту предполагаемой посадки горючее кончилось, и Леваневский принимает решение садиться на озеро, так как кругом были горы, исключающие посадку на суше... Это, конечно, всего лишь гипотеза, требующая проверки.
И еще одна неожиданная версия. Летчик Болдин, командир вертолета авиапредприятия, базирующегося в городе Охотске, сообщил, что обнаружил в горах обгоревший четырехмоторный самолет, часть которого торчит из снега. На крыле снизу ярко видна цифра 2, далее краска облуплена. С одного мотора снял заводскую бирку с годом изготовления 1936-м. Самолет советский, но чьей конструкции, он не опознал, так как никогда не видел ничего похожего. Какой организации принадлежал самолет, также не выяснено. Так что требует проверки и это сообщение.
Да, надо искать! Быть может, наша настойчивость будет вознаграждена, и Арктика все же раскроет свою тайну.