ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
ИСЧЕЗНУВШИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ
ПОИСКИ ЛЕВАНЕВСКОГО ПРЕКРАТИТЬ
В небе Арктики
окончание
®"ПРОМЕТЕЙ" №13
ЮРИЙ САЛЬНИКОВ
…
Конструктор и экипаж самолета, весь коллектив, готовивший перелет, прилагали максимальные усилия, чтобы быстро и качественно завершить подготовку, так как во второй половине августа лететь было рискованно: синоптики предсказывали резкое ухудшение метеоусловий. Наконец был назначен день вылета - 12 августа 1937 года. В Фэрбенкс прилетели метеоролог М. Беляков для организации метеосводок экипажу Леваневского и специальный корреспондент "Правды" - Л. Хват.
Губернатор Аляски приказал заготовить горючее для советского самолета. Все население Фэрбенкса собиралось прийти на аэродром встречать русских летчиков.
Отлет из Москвы был в 18 часов 15 минут. Отчеты о старте появились в газетах утром следующего дня. Первая, вторая и третья страницы "Правды" были посвящены новому перелету. Передовая называлась "Счастливый путь!". В ней говорилось:
Как мы знаем, старт и начало полета были успешными. 14 августа 1937 года во всех центральных газетах было напечатано сообщение Правительственной комиссии по организации перелета:
В те напряженные дни мимо внимания наших газет прошел один поисковый полет, который совершил канадец Роберт Рэндалл 14 августа 1937 года на маленьком самолете, арендованном советским полпредством у компании "Маккензи эр сервис". Возможно, Рэндалл не знал о сообщении агентства Ассошиэйтед пресс из Сиэттла о том, что радиостанция в Анкорейдже (на Аляске) перехватила в 14 часов 44 минуты по гринвичскому времени сообщение с самолета. В нем говорилось: "Не имеем ориентировки. Затруднения с радиопередатчиком".
Очевидно, после неудачного приземления, или "приледенения", весь экипаж полностью или частично остался в живых, сумел наладить аварийную радиостанцию и какое-то время работать на ней.
Рэндалл пролетел над рекой Маккензи и приземлялся в тех местах, где видел эскимосов.
В своей книге "Нераскрытые тайны Арктики" В. Стефансон описывает полет Рэндалла в специальной главе,посвященной поискам Леваневского:
"Рэндалл не должен был задавать прямых вопросов, потому что, как говорил он, у эскимосов нормами поведения установлено говорить спрашивающему только приятные вещи. Рэндалл должен был просто вести несложный разговор о событиях лета, о том, какие корабли здесь проходили, у кого из эскимосов в округе есть моторные лодки, знают ли они, что такое самолет, когда в последний раз они видели самолет и тому подобное.
Такая методика дала Рэндаллу лишь отрицательные результаты повсюду, кроме острова Бартер. Там ему сказали, что 13 августа люди занимались в загоне домашними оленями и за занятиями сперва не обратили внимания на то, что потом они приняли за шум моторной лодки. Бросив работу, они прислушались и решили, что это был, должно быть, пролетающий за облаками самолет, потому что у многих из них были свои моторные лодки и они были в состоянии заметить разницу. Шум самолета стал доноситься со стороны моря и замер в глубине суши. Если это на самом деле было так, то это бы значило, что Леваневский вышел на Аляску несколько восточнее меридиана Фэрбенкса - небольшое отклонение, легко объяснимое густой облачностью. Никаких других сведений Рэндаллу не удалось добыть на пути к мысу Барроу. Спустя несколько дней он возвратился, пролетев немного в глубь материка и ведя поиск вдоль подножия гор от территории, прилегающей к острову Бартер и на запад. Он не увидел ничего".[19]
Пользуясь сведениями Рэндалла, Джо Кроссон сразу же после этого совершил полет из Фэрбенкса над горами. В последующие недели он и другие летчики летали в этот район, и один полет был совершен до самого Арктического побережья.
Когда развернулись основные поиски, в которые включились известный полярный исследователь Губерт Вилкинс с канадским пилотом Холлик Кенионом и прилетевшие сюда советские летчики В. Задков и А. Грацианский, то в этом районе были совершены более продолжительные полеты.
В Москве спешно готовился еще один отряд самолетов. Руководил экспедицией известный полярный летчик Б. Чухновский, остальные командиры - М. Бабушкин, Я. Мошковскйй и Ф. Фарих. Четыре тяжелые машины были оборудованы для ночных полетов. 6 октября 1937 года с Центрального аэродрома вылетели они на смену группе Шевелева.
Поисковые работы велись с невиданным размахом. Лондонская "Манчестер гардиан", касаясь в своей передовой статье отсутствия сообщения о местонахождении самолета Н-209, писала, что нет оснований не верить в то, что летчики будут спасены:
"Все эти перелеты были организованы с большим размахом, и летчики обеспечены всем
командир корабля С. А. Леваневский,
второй пилот Н. Г. Кастанаев,
штурман В. И. Левченко,
бортмеханики Г. Т. Побежимов и Н. Н. Годовиков,
радист Н. Я. Галковский
.
Арктика упорно хранит тайны, и мы все еще не знаем причин и подробностей гибели шести замечательных советских людей. Но мы знаем, что их труд не пропал даром, и в сегодняшнем перелете в США, к месту первой посадки советского самолета на Американском континенте, есть вклад экипажа самолета Н-209 и его командира - С. А. Леваневского, первым подарившего людям идею межконтинентального трансарктического перелета.
ПРИМЕЧАНИЯ
в ПОИСКИ ЛЕВАНЕВСКОГО ПРЕКРАТИТЬ
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА