ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
ТАЙНЫ ВОЙНЫ
ЧУДО МИДУЭЯ
…
К началу лета 1942 года на Тихом океане завершился первый период войны - время блестящих побед японцев и сокрушительного поражения англичан, американцев и голландцев. Японцы всего за полгода после нападения на Перл-Харбор во много раз расширили территорию своей морской империи, но главное - они практически полностью поверили в свою непобедимость. Флот и сухопутные силы союзников были разгромлены по частям, не оказав достойного сопротивления, и Япония была готова шагнуть дальше - теперь уже в центр Тихого океана, где на Гавайских островах находилась главная база американского военного флота.Захват Перл-Харбора должен был завершить создание так называемого "защитного периметра" островов и атоллов, куда уже вошли территории от Марианских островов до архипелага Бисмарка. Кроме того, после этого между японскими военными базами и побережьем США не осталось бы больше никаких преград, что делало вопрос об удержании Гавайских островов буквально вопросом жизни и смерти для американцев.
Наступление армии и флота на Гавайи решено было начать с захвата крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На Мидуэе находилась американская авиабаза, которую японцы планировали использовать для поддержки вторжения. Для операции против Мидуэя императорский флот выделил огромные силы: 11 линкоров, 8 авианосцев (из них
4 тяжелых), 22 крейсера, 65 эсминцев и 21подводную лодку. Против них американцы могли выставить лишь 3 авианосца, 8 крейсеров и 17 эсминцев. Казалось, исход решающего сражения предрешен задолго до его начала.Первой ошибкой японцев стала их уверенность в том, что противнику не известен план грандиозной операции Объединенного флота. Это было далеко не так, но верховное командование Японии приняло решение провести отвлекающую операцию против Алеутских островов, чтобы туда ушел американский флот. Таким образом
, немалая часть сил Ямамото и Нагумо (они снова вместе командовали армадой) оказалась отвлечена от Мидуэя. Американцы же прекрасно знали об этом плане и оставили Алеутские острова фактически без боя, оставив свой флот у Мидуэя.Но и после этого численное превосходство японцев было подавляющим. Ядро флота Нагумо составили четыре тяжелых авианосца, полгода назад сокрушивших Перл-Харбор - "Акаги", "Кага", "Хирю" и "Сорю". Именно эти корабли с сильным эскортом шли в первой ударной группе, а Ямамото с линкорами и транспортами следовал в 600 милях за ними. Задачей авианосцев была бомбардировка Мидуэя, а также истребление американской авиации и кораблей в районе атолла. Здесь японцы допустили вторую серьезную ошибку. По данным их разведки у американцев был лишь один авианосец, тогда как адмиралы Нимиц, Кинкейд и Спрюэнс имели у Мидуэя три - "Энтерпрайз", "Хорнет" и "Йорктаун". Все было готово к началу главного морского сражения двух великих держав...
Утром 4 июня с палуб четырех японских авианосцев первыми поднялись самолеты "Зеро" - тогда лучшие истребители на Тихом океане. Они образовали мощный "зонтик" над кораблями, давая возможность им начать атаку главными силами. Затем с авианосцев взлетели 108 бомбардировщиков и истребителей эскорта. Они устремились прямо к Мидуэю. В 6.12 сотня самолетов появилась над островом.
Устаревшие американские истребители "Буффало" и "Уайлдкэт", встретившие японцев, сбили несколько бомбардировщиков, но быстро были уничтожены опытными летчиками "Зеро", и бомбы посыпались на Мидуэй. После окончания налета на острове пылали почти все здания, но аэродром не был выведен из строя, поэтому японцы, возвращаясь на авианосцы, передали по радио: "Необходима вторая атака!"
В это же время 50 американских бомбардировщиков с Мидуэя летели к авианосцам Нагумо. В 7.10 они появились над кораблями, и тут же на них, как ястребы, накинулись "Зеро". Один за другим бомбардировщики падали, сбитые огнем врага, а корабли шли, уворачиваясь от торпед, не получив ни одного повреждения. Налет был легко отражен, и Нагумо приказал готовить самолеты к новой атаке на Мидуэй. В течение часа еще несколько раз американская авиация с атолла отчаянно пыталась остановить японцев, но лишь теряла десятки самолетов, ни добившись ни малейшего успеха. Японцы выигрывали сражение и уже готовились нанести последний удар по врагу.
Неожиданно с самолета-разведчика Нагумо получил сообщение о замеченных им американских кораблях, среди которых находился авианосец. После минутного колебания адмирал приказал снять с самолетов в ангарах и на палубах бомбы и заменить их на торпеды, гораздо более эффективные против кораблей. Это решение стало первым в целой цепочке феноменальных совпадений этого дня. На авианосцах закипела работа - матросы снимали с самолетов 800-килограммовые бомбы и складывали их рядом, чтобы успеть к 10.30 выполнить приказ Нагумо. В 9 утра пришло новое сообщение: "К вам приближаются вражеские торпедоносцы".
29 торпедоносцев "Девастейтор", летевшие к флоту Нагумо, взлетели на рассвете с двух американских авианосцев - "Хорнета" и "Энтерпрайза". Вместе с ними летели и 68 пикирующих бомбардировщиков, но больше половины из них, прилетев в заданный район, не обнаружила там японцев и повернула обратно. Примерно в 9.30 первая эскадрилья "Девастейторов" (15 самолетов) атаковала вражеские авианосцы. Это была безнадежная, самоубийственная атака. Летящие над самой водой тихоходные торпедоносцы были идеальной мишенью для стремительных "Зеро", которые в предвкушении легкой победы сразу же ринулись вниз. Как только первая волна торпедоносцев была истреблена, появились еще 14 машин с "Энтерпрайза". Их ждала та же судьба. Наконец на поле боя появились и торпедоносцы с "Йорктауна". 18 "Зеро" буквально растерзали их на части. Японцы ликовали, глядя на победы своих летчиков с палуб авианосцев. Нагумо ощущал себя победителем. Из 41 "Девастейтора" в то утро вместе со своими экипажами не вернулись 37. Но эти люди погибли не напрасно.
Лейтенант-коммодор Кларенс В. Маккласки, командир группы пикировщиков с "Энтерпрайза", достиг предполагаемой точки перехвата в 9.20. Лихорадочно оглядывая горизонт, он не видел никаких признаков противника. Маккласки не знал, что Нагумо часом раньше приказал повернуть на север, обходя Мидуэй и американские корабли. В баках самолетов оставалось топлива лишь на 15 минут поиска, и Маккласки, сам не понимая важности своего поступка, принял главное решение того знаменательного дня - пролететь в поисках японцев еще несколько десятков миль на северо-запад. Через 17 минут его летчики заметили идущие полным ходом три огромных японских авианосца ("Хирю" находился чуть дальше к северу) . Их час пробил.
Когда 33 пикирующих бомбардировщика Маккласки появились над флотом Нагумо, истребители "Зеро" как раз добивали последние торпедоносцы с "Йорктауна", проносясь рядом со своими жертвами над самой поверхностью океана. Никто из японцев не заметил врага, пока не раздался отчаянный крик сигнальщиков на "Каге": "Пикирующие бомбардировщики!". Никто не мог помешать летчикам Маккласки - "Зеро" не успели набрать высоту после боя с торпедоносцами. Первые бомбы упали на "Кагу", взорвавшись среди выстроенных на палубе самолетов, готовых к взлету, с подвешенными под крыльями торпедами и бомбами...
Мгновенно палубы всех трех кораблей превратились в бушующее море огня. Рвались топливные цистерны, из которых заправлялись самолеты, тяжелые бомбы, сложенные рядом с ними, торпеды и снаряды пушек...В "Кагу" попали четыре бомбы, в "Сорю" - три, в "Акаги" - всего две, но этого оказалось достаточно. Взрывающиеся арсеналы авианосцев стали последним роковым совпадением этого сражения, решившим его исход. Несколько пикировщиков "Даунтлесс" сделали то, что не удалось сотне самолетов - за пять минут уничтожили три тяжелых авианосца японского императорского флота. Они пылали посреди океана, как три гигантских факела, а люди прыгали в воду, пытаясь спастись от бушующего огня. В 10.40 Нагумо и его штаб покинули тонущий "Акаги", хотя поначалу адмирал отказывался сделать это - он хотел погибнуть вместе со своей эскадрой. Через несколько часов затонули и "Кага", и "Сорю", унося сотни жизней лучших моряков и летчиков Японии. "Акаги" был затоплен самими японцами на следующее утро. Ход войны на Тихом океане изменился за несколько минут рокового дня 4 июня 1942 года.
Последний японский авианосец, "Хирю", продолжал бой. Его пикирующие бомбардировщики взлетели сразу после 10 утра и скоро атаковали обнаруженный ими авианосец "Йорктаун". После короткой, но яростной бомбардировки "Йорктаун" получил тяжелые повреждения, и в 15.00 экипаж оставил его. Вечером "Йорктаун" был затоплен, став главной потерей американцев в битве при Мидуэе. Но "Хирю" в одиночку не смог восстановить утраченное соотношение сил. В 17.00 его обнаружили самолеты с "Энтерпрайза". Под градом бомб "Хирю" загорелся, потерял ход и стал погружаться в воду. На рассвете его затопил собственный экипаж, перейдя на другие корабли.
Тем не менее Ямамото, не веря в свое поражение, пытался продолжать битву за Мидуэй. Но американская авиация, действуя совместно с подлодками, потопила тяжелый крейсер "Микума", и Ямамото понял, что, лишившись авианосцев, его флот обречен на гибель. 5 июня он отдал приказ об общем отступлении от Мидуэя.
Проигранное Японией сражение за Мидуэй стало, пожалуй, самым драматичным эпизодом Второй мировой войны на Тихом океане. Японская империя лишилась в нем четырех тяжелых авианосцев и сотен опытных летчиков морской авиации. Наступление японцев через Тихий океан было остановлено, и с этого момента инициатива стала переходить в руки американцев. Япония за следующие три года так и не смогла восстановить свой утраченный у Мидуэя военный потенциал. Но в то утро величайшая удача американцев складывалась из множества невероятных совпадений, которые показали, как случай может менять ход сражений и целых войн, в считанные минуты превращая победителей в побежденных.
ФОТОАРХИВ:
Японские авианосцы II Мировой Войны.
в ТАЙНЫ ВОЙНЫ
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА