ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
ТАЙНЫ КАТАСТРОФ
-- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ"ТИТАНИК"
СОКРОВИЩА "ТИТАНИКА"
...Кажется, что эта величайшая катастрофа ушедшего века была послана в назидание человечеству. 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут гигантский лайнер "Титаник", шедший через Северную Атлантику из Саутгемптона в Нью-Йорк, столкнулся с айсбергом. В пробоину хлынула вода, и "Титаник", не рассчитанный на столь опасную "рану" (все в нем было принесено в жертву роскоши и удобству), стал медленно погружаться в морскую пучину. Итоги трагедии были ужасными. Из находившегося на борту 2201 человека спаслись 718. Капитан Эдвард Смит, видя неизбежную гибель лайнера, застрелился.
...Размеры "Титаника" поражали. Но еще большее впечатление производили отделка и убранство залов, вестибюлей, парадных лестниц. Судоходная компания "Уайт Стар" не поскупилась, чтобы удовлетворить все прихоти богатых пассажиров. На 11 палубах разместились шикарные каюты, танцевальные залы, рестораны, сауны, тренажеры, плавательный бассейн, зимний сад и даже... каток.
Отправиться в путь на столь великолепном корабле в первом его рейсе было необычайно престижно. Неудивительно, что на борту "Титаника" собрались богатейшие люди планеты - 57 миллионеров. Среди них - американский мультимиллионер Джон Астор с 18-летней супругой. Пассажирами лайнера также были владелец угольных шахт и металлургических заводов Бенджамин Гуггенхейм, известный предприниматель Изидор Страус, президент крупной железнодорожной компании Чарлз Хейс, адъютант президента США Тафта майор Арчи Батт, банкир Роберт Даниэль и многие другие сильные мира сего. В числе особых пассажиров находился и сам глава компании "Уайт Стар" Брюс Исмей.
Из общего числа обитателей "Титаника" четверть составляли пассажиры первого класса, то есть люди весьма и весьма состоятельные. Многие из них везли с собой драгоценности, золотые украшения, дорогие произведения искусства. Например, багаж семейства сталепромышленников Райерсонов составлял ни много ни мало - 16 сундуков! Когда после катастрофы из воды был поднят труп миллионера Джона Астора, его опознали по огромному бриллианту, а в кармане
обнаружили четыре тысячи долларов (по современному курсу это составило бы около 120 тысяч). Супруга Астора спаслась в шлюпке, но в спешке оставила в каюте три жемчужных ожерелья, застрахованных на 140 тысяч фунтов стерлингов....Сразу же после гибели "Титаника" петербургский журнал "Огонек" писал: "Пароход вез ценный груз. Одних бриллиантов на судне было на 10 миллионов рублей золотом". Другие русские и зарубежные журналы также не раз сообщали о сокровищах, унесенных на дно Атлантики лайнером-гигантом.
Чем больше проходило времени со дня катастрофы, тем поразительнее становились известия о драгоценных грузах "Титаника". Писали о золотых слитках, стоимость которых оценивалась в десятки миллионов долларов, о мешках с бурскими алмазами на пять миллионов. Указывалось, что в сейфах лайнера хранились украшения и драгоценности на сумму до двух миллиардов долларов! Мало того, один из богатых пассажиров вез с собой бесценный манускрипт персидского поэта и ученого Омара Хайяма в эмалевом переплете, украшенном драгоценными камнями. Другой - коллекцию старинных рукописей, купленных в Лондоне. И они тоже ушли на дно вместе с дорогими произведениями искусства.
Глубина океана в том месте, где произошла трагедия, составляет около четырех километров. Это служило надежной защитой от любителей легкой наживы. А желающих добыть сокровища "Титаника" было немало.
Лайнер затонул в международных водах. Бывшие владельцы судна заявили, что не считают обломки кораблекрушения своей собственностью. Такое заявление дало свободу искателям подводных кладов. Правда, сначала требовалось определить точное местоположение "Титаника" на дне Атлантики. Было известно, что он затонул примерно в 700 километрах к югу от канадского острова Ньюфаундленд...
Первыми начали поиски американцы. В 1980 году в океан вышла экспедиция, организованная на средства нефтяного магната Джека Гримма, но обнаружить корпус лайнера ей так и не удалось.
Успех пришел лишь осенью 1985 года. Тогда на месте гибели "Титаника" работала французско-американская экспедиция под руководством Роберта Балларда - горячего энтузиаста подводных исследований. Шесть недель поиски оставались тщетными. Искатели уже начали терять надежду, как вдруг 1 сентября видеокамера подводного робота "Арго" заметила на дне металлическую конструкцию. Это был один из паровых котлов "Титаника". Затем в лучах прожектора показалась носовая часть корабля. Позже выяснилось, что корпус лайнера при погружении разломился на три части. Они лежали на глубине 3800 метров и сохранились неплохо.
...Год спустя к "Титанику" впервые спустились люди. Новую экспедицию также возглавил Баллард. Гидронавты в трехместном аппарате "Элвин" подошли к затонувшему кораблю. Из своей маленькой подводной лодки они управляли роботом, обследовавшим корпус "Титаника" и даже заглянувшим внутрь его.
Вокруг лежали тысячи самых разных вещей, чернел уголь, валялись какие-то ящики, поблескивала серебряная ваза. Чудом сохранилась люстра из бронзы и хрусталя. И только людских скелетов нигде не было. Вероятно, их давно уже уничтожили подводные обитатели и соленая вода.
Баллард был принципиальным противником подъема чего-либо с затонувшего лайнера. Но так считали далеко не все. Возможность хорошо заработать на трагедии, некогда разыгравшейся в океане, не давала покоя многим. Тем более что после обнаружения обломков "Титаника" задача значительно упрощалась. И вот летом 1987 года к лайнеру опустился французский аппарат "Наутилус", тоже работавший в паре с глубоководным роботом. Последний имел механические "руки", способные захватывать даже мелкие предметы. Было поднято свыше 800 вещей, в их числе - шкатулка с украшениями, саквояж с драгоценностями, сейф, очевидно, тоже не пустой. Большинство предметов было продано на аукционах.
Но больше всех преуспел в этом предприятии бывший торговец автомобилями Джордж Туллок. Вложив в подводную экспедицию к "Титанику" 20 миллионов долларов, он поднял на поверхность пять тысяч предметов и с лихвой оправдал затраченное. Даже кусочки угля, собранные на дне, предприимчивый американец сумел превратить в сувениры и выгодно продать их. Желающие могли приобрести такие кусочки угля, упакованные в прозрачные коробочки, по 25 долларов за штуку.
В 1991 году к месту гибели "Титаника" прибыла российско-канадско-американская экспедиция. В ней участвовали наши глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2". Позже они помогали снимать знаменитый фильм Джеймса Камерона "Титаник".
Руководитель экспедиции и командир одного из "Миров" А.М.Сагалевич говорил: "Мы считаем, что лучший способ рассказать людям о "Титанике" - это делать о нем документальные фильмы, а не поднимать со дна затонувшие вещи и затем выгодно сбывать их".
Много предметов с "Титаника" уже добыто. Но главные сокровища по-прежнему таятся внутри его изувеченного корпуса. Поднять их пока не удалось никому. Однако можно не сомневаться, что кладоискатели доберутся в конце концов и до золотых слитков, и до бриллиантов "Титаника".
Геннадий ЧЕРНЕНКО.
"НЛО"
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА