ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
ТАЙНЫ КАТАСТРОФ
- - КАТАСТРОФЫ НА МОРЕАЙСБЕРГ РАСПОРОЛ "ТИТАНИК" ПО ШВАМ?
Каковы бы ни были истинные художественные достоинства нашумевшего фильма Джеймса Камерона «Титаник», по крайней мере одно доброе дело он сделал: реанимировал интерес общества к той давней и по сей день загадочной иэаседии. Особенно к научным изысканиям, ей посвященным. Отчего же все-таки затонул корабль, спроектированный и построенный так, чтобы выдержать даже удар о коралловый риф? Недавнее расследование выявило нового подозреваемого - точнее, три миллиона подозреваемых...
14 АПРЕЛЯ 1912 ГОДА, ВОСКРЕСЕНЬЕ
Июль 1986-го. Батискаф "Алвин" под командованием Роберта Бэлларда достиг остатков "Титаника". |
...Днем было очень холодно, но солнечно, и многие пассажиры, одевшись потеплее, выбрались на палубу - наслаждаться ясной погодой и любоваться спокойным Атлантическим океаном. Пятый день первого рейса океанского лайнера «Титаник» - из Саутхемптона в Нью-Йорк - протекал нормально, и ничто не предв... О нет, еще как предвещало! Около полудня пришло сообщение с парохода «Калифорниан» - его окружили айсберги всего внескольких милях к северу от местонахождения «Титаника». Правда, знала о тревожной радиограмме лишь команда лайнера - пассажиры оставались в неведении. Да и зачем, собственно, посвящать их в такие дела? Забота о безопасности судна - дело экипажа во главе с капитаном Смитом. Но почему же после званого обеда тот преспокойно удалился спать, доверив своим офицерам управление кораблем?
...Роскошный закат стремительно превратился в ясную безлунную ночь. Многие пассажиры разбрелись по каютам и готовились отойти ко сну. До полуночи оставалось 20 минут, когда пароход вдруг мягко содрогнулся, наткнувшись на что-то твердое. Тотчас раздался тихий неприятный скрежет - и вскоре рокот двигателей затих. Кто-то на палубе крикнул: «Мы налетели на айсберг - вот он!» Справа по борту на фоне звездного неба отчетливо рисовалось нечто бесформенное, пугающе близкое, огромное и черное.
Поначалу никакой паники не было - с чего бы? Ведь «Титаник», разрекламированный на все лады как уникальный, непотопляемый, надежнейший из надежных, попросту не мог затонуть! Так, небольшая аварийная остановка... А по коридорам уже бежали вахтенные - стучали в двери кают первого и второго классов и передавали приказ надеть спасательные жилеты: возможно, придется на какое-то время покинуть пароход, пересев в спасательные лодки... Нет-нет, с собой никакого багажа - только одеться по-зимнему, ночь морозная... Первыми - женщины и дети...
Подводные роботы батискафа "Алвин» исследуют погибший пароход.
Подводные роботы батискафа "Алвин» исследуют погибший пароход. |
«ЗАДНИЙ ХОД!»
"Титаник" в разрезе |
Прервём исторический экскурс (кстати, составленный не по мотивам фильма, а по опубликованным
свидетельствам спасшихся пассажиров «Титаника») и вернемся к самому началу катастрофы. Точнее,
к тому моменту (23.40), когда впередсмотрящий Фредерик Флит позвонил на капитанский мостик и
доложил: «Айсберг справа по борту!» Старший офицер Уильям Мердок, замещавший капитана Смита,
тут же дал лево руля и телеграфировал в машинное отделение: «Задний ход!» Спешно разбудили
капитана - в 23.42 он уже занял свое место на мостике. Пароход успел чуть-чуть уклониться влево
- и...
Условия навигации в ту ночь явно не благоприятствовали гонкам: луны нет, видимость не более
500 м, вода спокойная, но - многочисленные препятствия на пути следования, то бишь ледяные
глыбы. И тем не менее «Титаник» - гигантский лайнер длиной 270 м и водоизмещением 46 000 т -
шел на крейсерской скорости 21,5 узла, или 42 км/ч (капитан, в сущности, не столь уж и виноват:
его вынудили установить рекорд). Это означает, что расчетный тормозной пробег - до полной
остановки - составлял 1,5 км. Айсберг же был замечен, когда до него оставалось около
полукилометра - иными словами, корабль не успел бы ни остановиться, ни увернуться от ледяной
глыбы.
Таким образом, одна из причин катастрофы несомненна и давно известна - превышение скорости.
Но все же удалось слегка изменить курс - айсберг лишь слабенько (правда, шесть раз подряд!)
толкнул «Титаник» и «проехал» около 90 м по его правому борту. Какой ущерб он мог ему нанести?
Проделать длинную пробоину в обшивке? Именно такую гипотезу выдвинула комиссия, образованная в
1912 г. под председательством лорда Мерсея для расследования трагедии по свежим следам. Следов,
впрочем, не имелось - объект изучения покоился на 4-километровой глубине, разломленный на две
неравные части, и тогдашняя водолазная техника не позволяла до него добраться. Более того, даже
точное местонахождение остатков «Титаника» выяснилось лишь в сентябре 1985-го - стараниями
международной исследовательской группы под руководством Жана-Луи Мишеля (Институт морских
ресурсов, Франция) и Роберта Бэлларда (Океанографический институт Вудс-Хоул, США). То, что
осталось от лайнера, лежит примерно в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд.
ТРОФЕИ
Под микроскопом видны силиконовые волокна, идущие параллельно оси заклепки (а) и резко изгибающиеся под прямым углом там, где когда-то была ее расплющенная молотом часть (б). |
В 1986 г. Бэллард - тогда без участия французов - на собственном батискафе «Алвин» достиг «Титаника», обследовал и сфотографировал его. В 1987-м сотрудники группы совершили 32 погружения на батискафе «Наутилус», принадлежащем Институту морских ресурсов, и вернулись с богатой добычей - разнообразными предметами, извлеченными с погибшего парохода. А главное - впервые удалось на него взглянуть. Оказалось, он раскололся не на два, а на три куска: от носовой части сзади отломился небольшой фрагмент длиной около 20 м и лежит отдельно. Довольно хорошо видна корма - там, где она упокоилась, дно не слишком илистое. Но исследователей больше интересовала носовая часть - ведь удар айсберга пришелся именно по ее правому борту. Увы, то, что некогда было носом «Титаника», глубоко - почти на 15 м - зарылось в ил, так что непосредственный осмотр нанесенных ему повреждений невозможен. Третий обломок - самый маленький, весом 17 т - пытались поднять, но не вышло: уже достигнув поверхности океана, он оборвал тросы и рухнул в пучину, стремительно разваливаясь на мелкие куски...
В 1991-м к изуродованному трупу лайнера совершили паломничество наши соотечественники на глубоководном аппарате «Мир». Возглавлял экспедицию канадский ученый Стив Бласко. Собранный ею материал исключительно интересен: фрагменты обшивки корабельного корпуса. Стальные листы 3х9 м толщиной 25 мм. Их испытали на ударопрочность - они оказались на удивление ломкими. Почему? Исчерпывающий ответ дали лабораторные химические тесты. В металле недопустимо высоко содержание серы! С таким же успехом можно было построить корабль из фарфора и пустить его в плавание по северным водам!
РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ?
А - рубка; Б - большая лестница; В - ресторан 1-ого класса; Г - гимнастический зал; Д - бойлерная. |
Зато есть шесть идеально прямых, коротких (от 1,2 до 13,7 м) и очень тонких (шириной не более 10см) разрезов, идущих строго по линии стыка между листами обшивки. По-видимому, события в ту апрельскую ночь развивались следующим образом: айсберг ударил в борт - в передних отсеках судна, отгороженных переборками, швы разошлись - внутрь, будто закачиваемая мощными насосами, хлынула вода. Согласно компьютерной модели, созданной специалистами белфастской верфи Harland & Wolf - той самой, с чьих стапелей сошел некогда «Титаник», - вода прибывала со скоростью около 400 т в минуту (!!!). За 20 минут пароход зачерпнул примерно 7500 т сразу шестью отсеками. А восемь помп, наличествовавших на корабле, вместе способны были откачивать только 1700 т в час. К тому же, как показала упомянутая компьютерная модель, «Титаник» мог держаться на плаву лишь до тех пор, пока не затоплены четыре передних отсека...
Да, но отчего разошлись швы? Небольшое пояснение. Последние 60 лет, если не больше, листы обшивки морских судов соединяют электросваркой. А военные корабли имели сварные корпуса уже в начале века. «Титанику» же, как пассажирскому судну, не повезло - его обшивка клепаная. Иными словами, ее герметичность на стыках обеспечивалась за счет очень густо расположенных заклепок, скреплявших соединенные внахлест стальные листы. Разумеется, качественная электросварка дала бы более надежную конструкцию, но и такая весьма и весьма прочна - именно благодаря заклепкам. Значит?..
Аркадий КИРЕЕВ (для журнала "Техника-Молодёжи", №8-1998 г.)
Использованы материалы книги Ken Marshall and Hugh Brewster, «Inside The Titanic», London, 1998 и французского журнала Science et Vie
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА