ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
ИСЧЕЗНУВШИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ
ПОИСКИ ЛЕВАНЕВСКОГО ПРЕКРАТИТЬ
СЛЕДЫ ВЕДУТ НА АЛЯСКУ
®"Комсомольская правда" 27/04/1990
Он был красив и талантлив
Судьба и гибель выдающегося летчика современности Сигизмунда Леваневского - белое пятно в истории нашей отечественной авиации. О нем думаю со школьной скамьи, но только теперь, когда вплотную пришлось заняться тем последним его полетом, узнал, что я не одинок и что есть еще десятки людей, мечтающих найти самолет Леваневского и его доблестный экипаж, - это тележурналист Ю. Сальников, авиаинженер Е. Коноплев, хирург Э. Мулдашев...
Пусть это и выглядит наивным, но всегда, когда приходится бывать в Арктике, я "прилипаю" к иллюминатору и наблюдаю за бесконечной чередой островов, разбросанных в Ледовитом океане; смотрю на треснувшие льды "макушки" нашей планеты и хочу, надеюсь увидеть разбитый фюзеляж или крыло с надписью "Н-209": может быть, здесь его последний приют?
Москвичи-старожилы чтят и помнят этого летчика по воскресным авиапраздникам на Ходынском поле: "бочки" и "мертвые петли" Леваневского были самыми изящными и блистательными. В 30-х годах, известных, с одной стороны, сталинским мракобесием, а с другой - небывалыми рекордами, от него, Сигизмунда Леваневского, сходили с ума не только любители авиации, но и маститые конструкторы и пилоты. По нем плакали женщины... Он был красив и талантлив. Упрям и мужествен.
А путь к славе российского летчика был тернист и опасен. Хотя бы потому, что не один и не два раза ему доводилось глядеть смерти в глаза: тяжелый физический труд с раннего детства, участие в гражданской (в семнадцать он командовал батальоном и был тяжело ранен), обучение летному искусству на плохоньких фанерных аэропланах, на которых каждый третий зачет мог оказаться последним. А спасение Леваневским своих коллег-летчиков!
Он, Леваневевский, стоял у истоков нашей полярной авиации и был в ряду таких же асов, как Молоков, Водопьянов, Ляпидевский. Кстати, самый первый Герой Советского Союза, А. Ляпидевский - ученик Сигизмунда Александровича по Севастопольской школе морских летчиков. Не кому-нибудь - Леваневскому принадлежала идея межконтинентального перелета: СССР - Северный полюс - Америка. И он к ней готовился тщательно, с неутомимостью гениального
Как найти самолет?
Мнение участника трех поисковых экспедиций "Комсомольской правды", сотрудника Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР
А. Станюковича.
Качественную аэрофотосъемку акватории моря можно осуществить при помощи специальных светофильтров. Она может быть проведена в солнечную погоду при минимальном волнении моря. Это позволит выявить на морском дне детали самолета, не занесенные донными отложениями, и в любом случае даст полезную информацию о рельефе дна и структуре донных отложений.
ПОДВОДНЫЙ ГЕОФИЗИЧЕСКИЙ ПОИСК. Для детального обследования моря Бофорта требуется специальное судно с небольшой осадкой, оснащенное следующей поисковой аппаратурой: морской магнитометр, акустический профилограф, акустический гидролокатор бокового обзора, индукционный подводный металлоискатель с буксируемым чувствительным элементом.
ВОДОЛАЗНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Остатки самолета "Н-209" могут быть подняты на поверхность традиционными способами при участии 4-6 водолазов, оснащенных автономным водолазным снаряжением.
Судно обеспечения должно быть снабжено компрессором высокого давления для зарядки аквалангов и продувки понтонов, набором понтонов и грузовой лебедкой для подъема частей самолета.
Свидетели? Имеются!
Докладная записка поверенному в делах СССР в США тов. Уманскому
8-го февраля сего года я по Вашему поручению принял доктора Хомера Келлемса, который хотел сообщить полпредству кое-какие сведения, связанные с поиском погибшего экипажа Леваневского.
В прошлом (1938 г. - Ред.) году в июле-августе Келлемс возглавил небольшую экспедицию, которая на небольшом пароходе отправилась из Сан-Франциско на Аляску.
У мыса Барроу д-р Келлемс решил приступить к поискам экипажа Леваневского. В свое время он читал в американских газетах о том, что 15 августа 1937 года эскимосы, живущие к юго-востоку от мыса Барроу - в районе островов Джонса, - слышали шум моторов самолета и сильный всплеск воды.
Желая проверить достоверность этих сообщений, Келлемс спросил об этом сержанта Моргана, работающего на мысе Барроу начальником поста американского "Сигнал Кор". Последний подтвердил, что лично знает тех эскимосов
Вашингтон,
9 февраля 1939 г.
Пресс-референт полпредства
Тайна мыса Оликток
Более десяти лет жизни посвятил поискам экипажа Леваневского гражданин Америки
Уолтер Курильчик
Вот уже год идет активная переписка бюро "Искатель" с Уолтером Курильчиком, пенсионером из города Капистрано Бич (штат Калифорния, США). В прошлом этот крепкий и жизнерадостный американец был летчиком военно-морских сил США, участвовал во второй мировой войне.
Разговор с У. Курильчиком состоялся в Москве, в гостинице "Можайская":
- Господин Курильчик, почему вас так интересует самолет "Н-209", разбившийся в 1937 году?
- Дело в том, что у нас в Америке Сигизмунд Леваневский признан таким же выдающимся летчиком, как и американец Чарльз Линдберг, который в 1927 году совершил первый беспосадочный перелет через Атлантический океан. Он пролетел из США во Фрацию за 33 часа 30 минут
в ПОИСКИ ЛЕВАНЕВСКОГО ПРЕКРАТИТЬ
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА