ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


НЕНАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА


СОКРОВИЩА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА


"ЗОЛОТАЯ ЛОДКА"

 

 

 

 

 

 

ОХОТА ЗА "ВОСХОДЯЩИМ СОЛНЦЕМ"

ЗОЛОТЫЕ СЛИТКИ ЯПОНСКОЙ СУБМАРИНЫ

 

...После вторжения немецко-фашистских войск в Россию в 1941 году, все транспортные связи между Германией и Японией были прерваны и блокированы, поставка грузов по Транссибирской магистрали прекратилась. Стратегия рассчитанного всего на несколько месяцев блицкрига терпела крах, нацисты остро нуждались в некоторых видах стратегического сырья. Так называемая операция Янаги заключалась в отправке из Японии судов со стратегическими грузами. Суда пересекали Индийский океан, огибали Африку и, если не становились жертвами сил союзников, то достигали берегов Европы. Огромные потери японских надводных судов в начале 1943 года заставили изменить тактику транспортировки важного военного сырья. Эта миссия была возложена на большие (свыше 100 метров длиной) подводные лодки. Стремительно развивающиеся силы противолодочной обороны союзников становились самой серьезной преградой на пути японских субмарин; ведь только за май 1943 года немецкий флот потерял более 40 подводных лодок. Но для военных заводов Рура требовались сотни и сотни тонн сырья и японские лодки серии “I” (Ай) с грузом и пассажирами - военными и представителями дипломатических миссий Германии и Японии, перевозившими секретные донесения военного и дипломатического характера, брали курс на Лорьян - французский порт, где разместилась немецкая военно-морская база. Днем лодки шли в подводном положении и, лишь с наступлением темноты, всплывали на поверхность, подзаряжая батареи и каждую минуту опасаясь нападения с воздуха.

Первой субмариной, совершившей вояж в Европу, стала I-30. Лодка пришла в Лорьян 6 августа 1942 года. На пути домой везение отвернулось от японских подводников, и у побережья Сингапура I-30 подорвалась на британской мине и затонула в водах Южно-Китайского моря. Под счастливой звездой совершала в июле 1943 года переход лодка I-8, она благополучно вернулась на свою базу. Еще в 1942 году Британская разведка сумела расшифровать основные секретные коды японцев и немцев, поэтому практически все сообщения с японских лодок, перехватывались и расшифровывались.

Японская подводная лодка серии “I” - I-29, огибавшая мыс Доброй Надежды в январе 1944 года, находилась под наблюдением. На борту лодки присутствовал только что назначенный военно-морским атташе в Берлине адмирал Хидео Кайяма. Лодка перевозила груз золота общим весом в две тонны. Только нерешительность в действиях противолодочных сил союзников дала возможность I-29 дойти невредимой, хотя лодка подверглась сильнейшей воздушной атаке на входе в гавань Лорьяна.

Еще одной причиной, помимо расшифровки секретных кодов, по которой план Янаги заведомо обрекался на провал, стало завершение работ в Великобритании и США по созданию и испытанию радаров, представляющих смертельную опасность для подводных лодок. Высокочастотные радиоимпульсы, излучаемые узконаправленными антеннами, установленными на самолеты, отражались от водной поверхности и от всех объектов, находящихся там. Отраженное эхо принималось той же антенной, усиливалось и высвечивалось на экране. По изображению на экране пилот даже ночью мог вывести самолет на обнаруженную цель.

Начало марта 1944 года. Американская разведка перехватывает сообщение из Токио: “I-52 выйдет из Куре (порт на побережье Внутреннего Японского моря) в середине марта. Во время стоянки в Сингапуре лодка будет полностью укомплектована для перехода в Германию”.

Расшифровка перехваченной японской радиограммы

 

4 июня 1944 года 108-метровая I-52 (водоизмещение - 2600 тонн), имевшая кодовое название “Моми” (Елка), пересекла экватор и кралась на север вдоль западного побережья Африки, готовясь к прорыву блокированного силами союзников Биская. Шесть недель назад “Моми” вышла из Сингапура с грузом золота. По данным, полученным из рассекреченных в 1994 году архивов, 16-ти кг слитки золота были уложены в 49 металлических ящиков по 3 штуки в каждый ящик. Вес золота составил 2,2 тонны. Кроме золота, на борту лодки находились: 263 тонны опия, 3 тонны хинина, 54 тонны резины, 228 тонн цинка, молибдена, вольфрама и олова в слитках. 11 июня командир I-52 Каме Уно, даже не подозревая о том, что лодка находится под контролем, радирует о своем местоположении, передав координаты в Берлин. Это сообщение было адресовано вице-адмиралу Катсуо Абе-старшему офицеру японских ВМС, лично контролирующему действия I-52 во время перехода к берегам Франции. “6 июня Англо-американские силы высадились на побережье Франции в районе между Гавром и Шербуром - отвечал Абе - точкой вашего назначения остается Лорьян, но и не исключается вероятность захода в Норвегию”. Обеспокоенный явным преимуществом противолодочных сил союзников в своем донесении в Токио, Абе сообщает: “Большое количество самолетов противника облетает водное пространство в районе следования лодки. В эту ночь с лодки были обнаружены самолеты всего в нескольких тысячах метров, летящие на высоте 50-100 метров. Если они засекут лодку, то немедленно ее уничтожат!”

150-ти м американский несущий авианосец “Боку” слыл рекордсменом в охоте за лодками; за несколько месяцев прошлого 1943 года американские летчики пустили на дно пять немецких подводных лодок класса “U”. В мае 1944 года авианосец покинул Норфолк с приказом атаковать пытающиеся пробить блокаду лодки японцев. В первый атлантический рейс на борту “Боку” вышло 650 человек. “Боку” сопровождал эскорт, состоящий из трех эсминцев. Потери флота в Пирл-Харборе и желание отомстить за погибших усиливали рвение американцев.

Не оборудованная радаром для обнаружения движущихся целей, I-52 была подобна подсадной утке. Именно установка радара стала одной из главных причин рандеву “Моми” и немецкой субмарины U-530 в водах Атлантики. Немецкая лодка, сошедшая со стапелей в декабре 1941 года, 22 мая 1944 года покинула Лорьян и направлялась в район боевых действий к Тринидату. Дозаправка японской лодки и передача на ее борт трех немецких пилотов также входили в план встречи.

С 22-го июня на “Боку” готовились к предстоящей встрече I-52 и U-530. Самолеты находились в воздухе и днем и ночью, смена их происходила через 3-4 часа полета. Пилот Джейси Тэйлор-командир эскадрильи “Эвенджеров” VC-69 в ночь 23 июня находился на борту патрульного самолета и вел поиск целей, время от времени переговариваясь с “Боку”.

Когда стемнело, лодки вышли на поверхность. На резиновой лодке на борт I-52 было доставлено оборудование и люди. Ближе к полночи, когда установка немецкого радара на японскую лодку подходила к концу и, когда две лодки на поверхности уже готовы были разойтись, прозвучал сигнал воздушной тревоги. С северо-востока подходил одинокий самолет. Это был “Эвенджер” Джейси Тэйлора, обнаружившего на своем радаре крупную цель. Немецкая команда со своим опытным командиром - капитан-лейтенантом Куртом Ланге спешно ускользнула под воду. В это время японцы рванулись к зенитным орудиям. Когда I-52 все-таки начала экстренное погружение после команды: “Срочное погружение! Все вниз!”,- было уже слишком поздно.

На первом же заходе Тэйлор сбросил две 500-фунтовые (227 кг) глубинные бомбы; одна легла рядом с лодкой, другая - чуть в стороне. Тэйлор не был уверен в том, что лодка получила значительные повреждения. Обычно цель обозначалась сбрасываемыми с торпедоносцев акустическими буями, способными передавать шумы винтов лодки; каждый маяк реагировал на определенный частотный диапазон шумов и метился - желтым, голубым и белым. Затем сбрасывалась торпеда с акустической системой, принимающей шум винтов лодки и идущая на этот шум. “Эвенджер” развернулся и сбросил несколько осветительных шашек, которые ярко высветили темноту неба. Пять акустических маяков, сброшенных Тэйлором, обозначили место атаки в виде конверта: один в центре и четыре - вокруг: на севере, юге, западе и востоке. Исчерпав все свои возможности, “Эвенджер” взял курс на авианосец, пилот сообщил, что, несмотря на возможные повреждения, лодка все-таки продолжает движение, так как он слышит в наушниках шум винтов.

Другой пилот - 22-х летний Билл Гордон или, как его звали, Флэш, получил приказ уничтожить японскую лодку, он знал курс и дистанцию до лодки. “Эвенджер” Гордона с экипажем из трех человек был снаряжен акустической торпедой, ее длина составляла 1,5 метра, диаметр - 36 см. Самолет имел большой вес (около 10 тонн) и поэтому трудно было взлететь с палубы, длина которой не превышала 190 метров. Вздохнув с облегчением, после того, как колеса самолета оторвались от палубы, Билл Гордон взял курс на запад к месту первой атаки Джейси Тэйлора. Была темная ночь, облака закрыли звезды, шел сильный дождь, и практически ничего не было видно. 15 минут Билл Гордон летел по приборам. Еще через 10 минут он, наконец, услышал в наушниках шум винтов. Из пяти оставленных Тэйлором маяков-гидрофонов, отвечали только два. Пятно света на поверхности воды от осветительной шашки появилось в поле зрения. Шашка находилась в центре маяков, в том месте, где находилась лодка. Но лодка могла уже уйти из района, обозначенного маяками, направление ее движения оставалось загадкой.

...Гордон прекрасно понимал, что лодка не могла уйти далеко. И после 45 минут полета он принимает решение сбросить торпеду. “Эвенджер” приблизился к поверхности воды и Билл Гордон отпустил захваты торпеды. Около 20 минут нужно было ждать, пока торпеда наводится на цель. Она могла пойти на любой шум, например, на шум вибрации и стать неуправляемой. В случае, если акустический приемник торпеды не находил цель в течение 20 минут, специальная заглушка растворялась и торпеда уходила на дно. Через 54 года после событий, произошедших в 1944 году, Билл Гордон вспоминал: “Я не был полностью уверен в том, что сбросил ее правильно и не знал, сработает она или нет. Через 17 минут я готов был сдаться и не знал, что мне делать, наверняка нужно было вызывать другой самолет с авианосца, ведь я сбросил торпеду и был уже не нужен. Но через мгновение я услышал в наушниках невероятный шум - шум взрыва. Он продолжался 58 секунд и затем резко прекратился. Еще секунд шесть я слышал звук вращающегося винта, потом наступила полная тишина”. Поврежденная взрывом торпеды лодка находилась под водой, и Билл Гордон не мог определить характер повреждений. Еще полчаса самолет летал над поверхностью океана, пытаясь обнаружить следы разрушений, но ничего не было видно. “Эвенджер” уже около 4-х часов находился в воздухе, запаса топлива хватало только на возвращение к авианосцу.

С третьего американского самолета, прилетевшего к месту атаки на рассвете, на поверхности воды было обнаружено огромное масляное пятно, всплывшие куски резины, сандали, практически все, что могло всплыть с потопленной японской лодки. Стало ясно, что “Моми”, разрушенная взрывами, затонула, унося с собой в царство тьмы 109 человеческих жизней. Во время торпедирования I-52 Биллом Гордоном четвертый американский самолет-разведчик висел высоко в воздухе, его пилот слышал шум винтов уходящей немецкой субмарины. Неделю спустя U-530 объявилась в районе Тринидата. Экипаж U-530 удачно действовал во время морских баталий и потопил два судна, третье крупное судно было сильно повреждено. Но и эта субмарина пошла на дно, когда после капитуляции в июле 1945 года, ее в качестве мишени затопили торпедой союзники в 1947 году недалеко от мыса Горн.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>

 


В СОКРОВИЩА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

В ТАЙНЫ СОКРОВИЩ

В ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

В КАРТУ САЙТА


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


 









Хостинг от uCoz