ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


ТАЙНЫ КАТАСТРОФ - - КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ


АЙСБЕРГ РАСПОРОЛ "ТИТАНИК" ПО ШВАМ?

"Техника-Молодёжи", №8-1998 г.

Каковы бы ни были истинные художественные достоинства нашумевшего фильма Джеймса Камерона «Титаник», по крайней мере одно доброе дело он сделал: реанимировал интерес общества к той давней и по сей день загадочной иэаседии. Особенно к научным изысканиям, ей посвященным. Отчего же все-таки затонул корабль, спроектированный и построенный так, чтобы выдержать даже удар о коралловый риф? Недавнее расследование выявило нового подозреваемого - точнее, три миллиона подозреваемых...

14 АПРЕЛЯ 1912 ГОДА, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Июль 1986-го. Батискаф "Алвин" под командованием Роберта Бэлларда достиг остатков "Титаника".

Июль 1986-го. Батискаф "Алвин" под командованием Роберта Бэлларда достиг остатков "Титаника".

...Днем было очень холодно, но солнечно, и многие пассажиры, одевшись потеплее, выбрались на палубу - наслаждаться ясной погодой и любоваться спокойным Атлантическим океаном. Пятый день первого рейса океанского лайнера «Титаник» - из Саутхемптона в Нью-Йорк - протекал нормально, и ничто не предв... О нет, еще как предвещало! Около полудня пришло сообщение с парохода «Калифорниан» - его окружили айсберги всего внескольких милях к северу от местонахождения «Титаника». Правда, знала о тревожной радиограмме лишь команда лайнера - пассажиры оставались в неведении. Да и зачем, собственно, посвящать их в такие дела? Забота о безопасности судна - дело экипажа во главе с капитаном Смитом. Но почему же после званого обеда тот преспокойно удалился спать, доверив своим офицерам управление кораблем?
...Роскошный закат стремительно превратился в ясную безлунную ночь. Многие пассажиры разбрелись по каютам и готовились отойти ко сну. До полуночи оставалось 20 минут, когда пароход вдруг мягко содрогнулся, наткнувшись на что-то твердое. Тотчас раздался тихий неприятный скрежет - и вскоре рокот двигателей затих. Кто-то на палубе крикнул: «Мы налетели на айсберг - вот он!» Справа по борту на фоне звездного неба отчетливо рисовалось нечто бесформенное, пугающе близкое, огромное и черное.
Поначалу никакой паники не было - с чего бы? Ведь «Титаник», разрекламированный на все лады как уникальный, непотопляемый, надежнейший из надежных, попросту не мог затонуть! Так, небольшая аварийная остановка... А по коридорам уже бежали вахтенные - стучали в двери кают первого и второго классов и передавали приказ надеть спасательные жилеты: возможно, придется на какое-то время покинуть пароход, пересев в спасательные лодки... Нет-нет, с собой никакого багажа - только одеться по-зимнему, ночь морозная... Первыми - женщины и дети...
Подводные роботы батискафа "Алвин» исследуют погибший пароход.

Подводные роботы батискафа "Алвин» исследуют погибший пароход.

Подводные роботы батискафа "Алвин» исследуют погибший пароход.

Между тем носовая часть лайнера начала потихоньку погружаться. В первую шлюпку сели 28 человек, хотя вместимость ее составляла 65: офицеры почему-то боялись, что при полной загрузке днище ее проломится. Когда же с левого борта спускали на воду переполненную 18-ю лодку, пассажирам, сидевшим в ней, приходилось руками отталкивать ее от стальной обшивки лайнера - настолько сильно тот накренился на правый борт. Наконец, все лодки на веслах отошли от парохода. К тому моменту каюты третьего класса уже оказались затоплены - их окна жутковато светились из-под воды, нелепо контрастируя с ярко и почти празднично освещенными палубами, ресторанами, кают-компаниями, каютами первого-второго классов, курительными салонами - словом, всем, что еще не поглотила вода. Но и теперь люди не до конца осознали, что корабль тонет - даже в случае самой серьезной катастрофы ему была гарантирована плавучесть в течение трех суток. На шлюпочной палубе играл регтайм-бэнд - восьмеро музыкантов, как умели, старались приободрить пассажиров...
Внезапно корма резко ушла вверх - пароход встал почти вертикально. В то же мгновение огни на нем погасли. Раздался оглушительный грохот - огромная стальная махина переломилась надвое между третьей и четвертой дымовыми трубами . Еще несколько минут торчащая кверху кормасохраняла неподвижность, затем чуть подалась назад, снова встала торчком - и медленно, как бы нехотя, скользнула в пучину. Непотопляемый «Титаник» бесславно погиб от первого же легкого ранения. Из-за ошибок капитана и команды, вызвавших неразбериху, успели спустить на воду 18 из 20 спасательных шлюпок, да и те приняли на борт не 1178, а лишь 705 (по другим данным - 712) из 2227 пассажиров и членов экипажа. Шел третий час ночи...

«ЗАДНИЙ ХОД!»

"Titanic"

"Титаник" в разрезе

Прервём исторический экскурс (кстати, составленный не по мотивам фильма, а по опубликованным свидетельствам спасшихся пассажиров «Титаника») и вернемся к самому началу катастрофы. Точнее, к тому моменту (23.40), когда впередсмотрящий Фредерик Флит позвонил на капитанский мостик и доложил: «Айсберг справа по борту!» Старший офицер Уильям Мердок, замещавший капитана Смита, тут же дал лево руля и телеграфировал в машинное отделение: «Задний ход!» Спешно разбудили капитана - в 23.42 он уже занял свое место на мостике. Пароход успел чуть-чуть уклониться влево - и...
Условия навигации в ту ночь явно не благоприятствовали гонкам: луны нет, видимость не более 500 м, вода спокойная, но - многочисленные препятствия на пути следования, то бишь ледяные глыбы. И тем не менее «Титаник» - гигантский лайнер длиной 270 м и водоизмещением 46 000 т - шел на крейсерской скорости 21,5 узла, или 42 км/ч (капитан, в сущности, не столь уж и виноват: его вынудили установить рекорд). Это означает, что расчетный тормозной пробег - до полной остановки - составлял 1,5 км. Айсберг же был замечен, когда до него оставалось около полукилометра - иными словами, корабль не успел бы ни остановиться, ни увернуться от ледяной глыбы.
Таким образом, одна из причин катастрофы несомненна и давно известна - превышение скорости. Но все же удалось слегка изменить курс - айсберг лишь слабенько (правда, шесть раз подряд!) толкнул «Титаник» и «проехал» около 90 м по его правому борту. Какой ущерб он мог ему нанести? Проделать длинную пробоину в обшивке? Именно такую гипотезу выдвинула комиссия, образованная в 1912 г. под председательством лорда Мерсея для расследования трагедии по свежим следам. Следов, впрочем, не имелось - объект изучения покоился на 4-километровой глубине, разломленный на две неравные части, и тогдашняя водолазная техника не позволяла до него добраться. Более того, даже точное местонахождение остатков «Титаника» выяснилось лишь в сентябре 1985-го - стараниями международной исследовательской группы под руководством Жана-Луи Мишеля (Институт морских ресурсов, Франция) и Роберта Бэлларда (Океанографический институт Вудс-Хоул, США). То, что осталось от лайнера, лежит примерно в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд.

ТРОФЕИ

Под микроскопом видны силиконовые волокна, идущие параллельно оси заклепки (а) и резко изгибающиеся под прямым углом там, где когда-то была ее расплющенная молотом часть (б).

В 1986 г. Бэллард - тогда без участия французов - на собственном батискафе «Алвин» достиг «Титаника», обследовал и сфотографировал его. В 1987-м сотрудники группы совершили 32 погружения на батискафе «Наутилус», принадлежащем Институту морских ресурсов, и вернулись с богатой добычей - разнообразными предметами, извлеченными с погибшего парохода. А главное - впервые удалось на него взглянуть. Оказалось, он раскололся не на два, а на три куска: от носовой части сзади отломился небольшой фрагмент длиной около 20 м и лежит отдельно. Довольно хорошо видна корма - там, где она упокоилась, дно не слишком илистое. Но исследователей больше интересовала носовая часть - ведь удар айсберга пришелся именно по ее правому борту. Увы, то, что некогда было носом «Титаника», глубоко - почти на 15 м - зарылось в ил, так что непосредственный осмотр нанесенных ему повреждений невозможен. Третий обломок - самый маленький, весом 17 т - пытались поднять, но не вышло: уже достигнув поверхности океана, он оборвал тросы и рухнул в пучину, стремительно разваливаясь на мелкие куски...
В 1991-м к изуродованному трупу лайнера совершили паломничество наши соотечественники на глубоководном аппарате «Мир». Возглавлял экспедицию канадский ученый Стив Бласко. Собранный ею материал исключительно интересен: фрагменты обшивки корабельного корпуса. Стальные листы 3х9 м толщиной 25 мм. Их испытали на ударопрочность - они оказались на удивление ломкими. Почему? Исчерпывающий ответ дали лабораторные химические тесты. В металле недопустимо высоко содержание серы! С таким же успехом можно было построить корабль из фарфора и пустить его в плавание по северным водам!

Но позвольте, как так могло случиться - на лучший в мире океанский лайнер, красу и гордость британского пассажирского флота, пошла никуда не годная сталь?! Или она изначально не содержала избытка серы, а «насосалась» ее из морской воды - за столько-то лет? Но тогда примеси наблюдались бы только в поверхностном слое металла - ведь взаимная растворимость серы и железа довольно мала...
Ответ напрашивается следующий. Во второй половине XIX в. происходила замена прежнего способа производства стали - пудлингования - на новые, прогрессивные: мартеновский и конвертерные (сначала - бессемеровский). Мы сейчас не станем касаться технологических аспектов этой металлургической революции, а из многочисленных выгод, ею принесенных, упомянем лишь одну. В отличие от пудлингования, мартеновский и бессемеровский способы позволяют четко и непрерывно контролировать химический состав получаемой стали. Если же корпус «Титаника» сделан из пудлингованной, в ней могло содержаться что угодно. Прежде всего - сера: вплоть до начала XX в. в качестве руды, как правило, использовали железный колчедан - минерал из класса сульфидов. А поскольку пудлингование никак не гарантировало полного удаления серы, ее избыток мог остаться в металле - тот получался очень твердым, но ломким.
К сожалению, у нас нет точных данных, каким способом, из чего и - что немаловажно - когда была выработана сталь, использованная при постройке «Титаника». Ведь замена одного способа производства другим не означает, что второй сразу и напрочь вытеснил первый. Пудлингованную сталь продолжали выпускать, и стоила она, безусловно, гораздо дешевле, чем изготовленная мартеновским или бессемеровским методом. Теоретически не исключено, что зиждители «Титаника» попросту пожалели денег и закупили дешевую сталь. Исчерпывающее объяснение трагедии, не правда ли? Теперь понятно, почему айсберг так легко проделал дыру в его корпусе...
Если бы он ее действительно проделал. В 1996 г. к погибшему пароходу вновь спустился «Наутилус» - на сей раз оснащенный ультразвуковым акустическим зондом. Занесенную илом носовую часть «Титаника» подвергли эхографическому тесту. Результат поразил всех: в правом борту никакой пробоины нет.

РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ?

"Titanic"

А - рубка; Б - большая лестница; В - ресторан 1-ого класса; Г - гимнастический зал; Д - бойлерная.

Зато есть шесть идеально прямых, коротких (от 1,2 до 13,7 м) и очень тонких (шириной не более 10см) разрезов, идущих строго по линии стыка между листами обшивки. По-видимому, события в ту апрельскую ночь развивались следующим образом: айсберг ударил в борт - в передних отсеках судна, отгороженных переборками, швы разошлись - внутрь, будто закачиваемая мощными насосами, хлынула вода. Согласно компьютерной модели, созданной специалистами белфастской верфи Harland & Wolf - той самой, с чьих стапелей сошел некогда «Титаник», - вода прибывала со скоростью около 400 т в минуту (!!!). За 20 минут пароход зачерпнул примерно 7500 т сразу шестью отсеками. А восемь помп, наличествовавших на корабле, вместе способны были откачивать только 1700 т в час. К тому же, как показала упомянутая компьютерная модель, «Титаник» мог держаться на плаву лишь до тех пор, пока не затоплены четыре передних отсека...
Да, но отчего разошлись швы? Небольшое пояснение. Последние 60 лет, если не больше, листы обшивки морских судов соединяют электросваркой. А военные корабли имели сварные корпуса уже в начале века. «Титанику» же, как пассажирскому судну, не повезло - его обшивка клепаная. Иными словами, ее герметичность на стыках обеспечивалась за счет очень густо расположенных заклепок, скреплявших соединенные внахлест стальные листы. Разумеется, качественная электросварка дала бы более надежную конструкцию, но и такая весьма и весьма прочна - именно благодаря заклепкам. Значит?..

«Значит, гвоздь не в порядке», - заключил в подобной ситуации сыщик интеллектуал Огюст Дюпен (см. Эдгар Аллан По, «Убийства на улице Морг»). Значит, заклепки дефектные, - предположили сотрудники Института морских ресурсов.
Сборка корпуса «Титаника», по историческим свидетельствам, осуществлялась так. Раскаленную докрасна кованую железную заклепку вставляли в приготовленное для нее отверстие в стальных листах, молотом расплющивали ее выступающую стержневую часть и затем путем обжима придавали ей требуемую форму. Охлаждаясь, заклепка укорачивалась и крепко стягивала соединяемые листы. Разойтись они могли лишь в одном случае - если под очень мощным наружным давлением расплющенные «шляпки» сорвутся. Но ведь не столь уж сильное давление приложила обшивка «Титаника» к глыбе льда! Выходит, заклепки имели какой-то структурный дефект?
Экипажу «Наутилуса» удалось найти на бывшем борту бывшего океанского лайнера две образцово-показательные заклепки с начисто срезанными «шляпками». Их отправили на металлографическую экспертизу профессору Тимоти Феку в Национальный институт стандартов и технологий США Профессор разрезал образцы алмазной пилой вдоль и тщательно изучил микроструктуру металла, применив лучшие из современых тест-методов - спектрографию, гамма-дефектоскопию и проч. Кроме того, Фек проверил, как протекают некоторые стандартные химические реакции на поверхности металла.
И выяснилось, что последний буквально напичкан шлаками - по преимуществу силикатами, образовавшимися при плавлении руды. В высококачественном кованом железе силикатные включения имеют вид длинных сонаправленных микроскопических волокон. Если концентрация кремния в железе не превышает 3%, они увеличивают его прочность, если же превышает - сообщают металлу ломкость. В заклепках же с "Титаника» кремния содержалось втрое (!!!) больше допустимого; мало того - его включения распределялись крайне неравномерно: тут пусто, там густо - идет толстое силикатное волокно. Да как идет-то: «рыскает» вправо-влево, а непосредственно там, где кончается стерженек и начинается расплющенная молотом часть, резко изменяет направление на перпендикулярное! Видать, по физической силе британские клепальщики начала века не уступали российским трудягам всех времен: эх, раззудись-размахнись - страшный удар кувалдой, кремниевое волокно внутри заклепки сгибается под прямым углом - вот и готовая точка критического напряжения. Иными словами, «Титаник» умудрился не затонуть ранее пятого дня плавания лишь благодаря спокойной воде! Ежели хотя бы десятая часть из 3 млн заклепок, наличествовавших в корпусе парохода, имела аналогичный дефект - выходить на таком судне в штормовое море вообще не стоило и думать...
Впрочем, не надо спешить с выводами. Пока что налицо экспериментально обоснованная, но до конца не подтвержденная гипотеза: «Титаник» погиб оттого, что бракованные заклепки не выдержали бокового давления листов обшивки на ледяную глыбу, и те разошлись по швам. Для однозначного вердикта надо бы точно знать, что именно в тех местах, где образовались щели, попались некачественные заклепки. Пока известно лишь, что таковые на корабле имелись - и только. В начале нынешнего лета к обломкам «Титаника» отправилась очередная исследовательская экспедиция - она должна окончательно прояснить ситуацию; отчета ждем осенью. Но главное в общих чертах ясно: «Титаник» был так или иначе заведомо обречен на гибель. Судно с обшивкой из серо-стальных - увы, не по цвету, а по химическому составу! - листов, скрепленных шлаковолокнистыми заклепками, - долго ли плавать ему? Для такого и пять дней - солидный срок службы.
...К рассвету мороз заметно усилился, но многие задремали - столь чудовищным оказался шок от пережитого. Кто-то поддерживал сигнальный огонь - на топливо шло все, что горит, в том числе соломенные шляпки дам. Кто-то громко молился о спасении - а поодаль все еще высился айсберг, виновник трагедии, не успевший далеко отплыть. Так их и застало утро: пустой розовато-серый океан и жутковато качающиеся на волнах лодки с чудом спасшимися людьми, и неподалеку в воде - сотни мертвых тел в пробковых спасательных жилетах.
Около пяти утра их подобрал пароход «Карпатия» - к счастью, его радист принял SOS уже уходившего под воду «Титаника». К вечеру 18 апреля прибыли в Нью-Йорк. Рейс закончился.

Аркадий КИРЕЕВ (для журнала "Техника-Молодёжи", №8-1998 г.)

Использованы материалы книги Ken Marshall and Hugh Brewster, «Inside The Titanic», London, 1998 и французского журнала Science et Vie


в раздел "ТИТАНИК"

в ФОТОАРХИВ: "ТИТАНИК"

в МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ

в ТАЙНЫ КАТАСТРОФ

в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

в КАРТУ САЙТА


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА










Хостинг от uCoz