THE X-FILES

АЛЕКСАНДР БИРЮК

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО 

*******************************************************



Книга Третья

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Часть Первая

"ДЖОКОНДА" - ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

 

4.

"ЗАКРЫТЫЙ КЛАН СОБСТВЕННИКОВ"

Невзирая на некоторую сенсационность представленных материалов, сам Швигер от каких бы то ни было комментариев предпочел воздержаться. Конечно, по отношению к самому себе и своей собственной репутации он поступил достаточно благоразумно, однако другим исследователям он задал массу хлопот. Швигер был довольно известным в свое время в Швейцарии журналистом и его перу принадлежит несколько интересных книг по истории Древнего Рима и новейшей истории некоторых негритянских племен Восточной и Южной Африки. Умер Швигер в 1952 году в США, куда переехал жить после войны по приглашению руководства Центрального Музея в Нью-Йорке, но перед этим он написал книгу под названием "НЛО - явление ХХ века". Это сочинение было своеобразным вызовом американскому писателю Френку Скалли, который в своей монографии "Тайны летающих тарелок" пытался доказать (впервые, возможно, в мире), что НЛО - реальные объекты, и даже более того, что в руках ВВС США имеется несколько, а то и более, тарелок, якобы потерпевших аварии в пустынях американского Юго-Запада...

Исходя из очевидного размаха интересов Гольца Швигера, можно не без основания заключить, что личность эта весьма разносторонняя, но именно это обстоятельство как раз и исключает его из числа достаточно серьезных исследователей. От Древнего Рима до загадки НЛО путь довольно неблизкий и притом очень извилистый, если уж выражаться по понятному, и именно такой "разброс" публицистических интересов выдвигает писателя разве что в разряд интересных научно-популярных сочинителей, которые зачастую работают под заказ издателя и публики, и непрокомментированная статья в польском еженедельнике "Чудеса и приключения" - яркое тому подтверждение. Источники, которыми руководствовался швейцарец, написав про "загадку Моны Лизы", так никому выявить и не удалось, однако выводы, которые можно сделать после прочтения статьи, были весьма, как это ни странно говорить, обнадеживающими.

Конечно, нельзя до конца поверить в то, что какой-то дилетант, хоть и прекрасно знакомый с системой охраны такого музея, как парижский Лувр, смог так запросто унести такое сокровище из такого серьезного заведения, и хотя похожая (даже в деталях) история повторилась в том же Лувре четверть века спустя, правда, совсем с другой, менее ценной картиной (*1), но в версия о "дилетанте" в случае с Моной Лизой не подтверждала совсем никакого правила. Произведение Швигера только укрепляет в этом мнении. Она, правда, ничего толком так и не объясняла, но и без того было прекрасно понятно, что все толком объяснить шанс предоставлен не Швигеру, а тому, кто пойдет в разгадке этой тайны дальше него. Причем шанс немалый, учитывая все обстоятельства этого в некотором роде уникального преступления.

Как утверждает Гольц Швигер, американский нефтепромышленник и миллионер (на самом деле миллиардер) Гордон Бремертон был заядлым собирателем произведений искусства, причем, как известно, ни один купленный им предмет при его жизни не пошел с молотка аукционера, даже когда ему предлагали цену в десятки раз большую, чем та, за которую Бремертон их приобретал. На шедеврах, которые скупал буквально целыми "пачками" этот человек, можно было бы "делать деньги" не меньшие, чем на нефти, которой он торговал, но Бремертона, как истинного знатока культурных ценностей и заядлого коллекционера, подобный "заработок" явно не прельщал, чего нельзя было сказать о его потомках, пустивших после смерти своего папеньки уникальную коллекцию буквально "на ветер". На аукционах была распродана также большая часть личной коллекции Бремертона, к которой он никогда никого не подпускал. Поговаривали, что в этой "тайной" коллекции содержится немало шедевров, которые в свое время были похищены из музеев Европы и которые на публичных аукционах продать было бы просто невозможно.

Но это только то, что касается открытой продажи... Ни для кого уже, собственно, не секрет, что в США (и не только в них) существовал и существует поныне некий "закрытый клан собственников", состоящий из коллекционеров-богачей, которые не брезгуют и скупкой краденого, если вещи того стоят. Каждый вступивший в этот "клан" обязуется сохранить тайну о проводимых в узком кругу сделках под страхом смерти (или полного разорения, что для многих богачей, в принципе, одно и то же).

Итак, теперь понятно, что встреча "засветившегося" бельгийца Штювье с Бремертоном не могла быть случайной. И Бремертон спокойно мог отвалить за предложенную ему "Джоконду" приличную сумму (какую бы ни потребовали) и увезти ее в Америку, если бы не тот факт, что картина в конце концов отыскалась, причем не в Америке даже, а в Европе. Но дыма без огня, как говорится, не бывает. Со временем выяснилось, что миллионер Бремертон (личность среди европейских торговцев живописью известная), никогда не встречался ни с одним торговцем только лишь для обмена любезностями, по пустякам. Каждая встреча автоматически означала сделку, причем сделку крупную и не всегда законную. Так, в 1923 году Бремертон прикупил для своей "тайной коллекции" похищенную незадолго перед этим из Миланского музея изобразительных искусств и до сих пор считающуюся утерянной картину Гогена "Неприкаянные". Об этом, конечно, стало известно только после смерти миллионера, да и то ограниченному кругу людей, полицейских агентов в себя не включающему. При сделке присутствовал посредник, Но кое-кто полагает, что это был вовсе не посредник, а доверенное лицо Бремертона, некий "полковник Абрамс", в обязанности которого входило быстро и надежно переправлять купленные его патроном вещи в Америку.

Личность, зашифрованная как "полковник Абрамс", занимает свое почетное место в мировой истории, и связана с делом, не имеющим прямого отношения к похищению "Джоконды" из Лувра в 1911 году, и даже имевшим место совсем в иной исторической эпохе. Однако для того, чтобы полнее усвоить размах дела, необходимо углубиться в несколько иную плоскость развития современной цивилизации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. 11 июня 1939 года из Лувра при аналогичных обстоятельствах (средь бела дня, прямо со стены экспозиционного зала) исчезла картина французского художника Антуана Ватто "Равнодушный". Правда, через два месяца она была возвращена похитителем, оказавшимся слабоумным непризнанным художником, решившим ее "отреставрировать", но это лишь исключение из общего правила, подтверждающее его: похитить картину из тщательно охраняемого музея может только профессионал.

ДАЛЬШЕ




В "ДЖОКОНДУ"-ПУТЕШЕСТВЕННИЦУ

В РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО 

В ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

THE X-FILES 









Хостинг от uCoz