THE X-FILES

АЛЕКСАНДР БИРЮК

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО 

*******************************************************



Книга Третья

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Часть Первая

"ДЖОКОНДА" - ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

 

13.

"ТИТАНИК"

А вот теперь настало время заняться и "Титаником". Вокруг этого суперлайнера и его трагической гибели в ледяных просторах океана уже девятое десятилетие ходит огромная масса всевозможных баек и россказней, и отличить легенду от всамделишней истории даже специалисту подчас так же трудно, как и тамбовскому крестьянину - фальшивую купюру работы знаменитого Чеслава Боярского от настоящей ассигнации. Для проверки только одной какой-нибудь истории с привлечением всех возможных документов и мемуаров оставшихся в живых участников трагедии понадобилось бы без малого целая жизнь. И потому гуляют по миру красочные подробности гибели "Титаника", на свет всплывают всякие детективные истории, якобы происшедшие на корабле в канун крушения, и проверить это все сегодня просто невозможно.

Но есть на свете эдакие историки-энтузиасты, ведущие своё собственное расследование. Архивы таких исследователей буквально переполнены материалами с описанием подобных историй. Эти люди проделывают колоссальную работу по воссозданию действительной обстановки на лайнере в ту трагическую ночь, но они совершенно далеки от того, чтобы на основе изучаемых материалов составлять личное мнение и отражать его в своих исследованиях - их труд, в отличие от труда писателя, например, подобен труду чистых статистиков, сухие цифры и голые факты для них важнее всего. Одним из таких историков-статистиков, с которым Картера соизволила свести судьба журналиста, являлся Бэзил Уиллер, историк из Лондона, дом которого самым натуральным образом забит документами, хоть в какой-то степени имеющими отношение к легендарному "Титанику". Достаточно сказать, что такие известные прозаики, как П.Л.Томпсон, Эд Боллер и Лоуренс Иннес, прежде чем взяться за свои нашумевшие на весь мир романы, посвященные трагедии "Титаника", неоднократно консультировались с самим Уиллером. Решил проконсультироваться с Уиллером и американец Картер. Вот как он описывает свою встречу с этим удивительным человеком.

"...Бэзил Уиллер, немолодой уже, но еще далеко не старый человек, никак не походил своим видом ни на "архивную крысу", как может показаться после ознакомления с его заслугами на ниве "архивоведения", ни даже на учёного, по крайней мере учёного кабинетного. Мне он смутно напомнил профессора Челленджера из романа А. Конан Дойла "Затерянный мир". Когда я впервые познакомился с этим человеком, я никак не мог поверить в то, что он способен почти наизусть процитировать любой документ, составляющий его многотонную коллекцию под очень ёмким и не лишенным определенного остроумия названием: "КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ И ДОЛГАЯ СМЕРТЬ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОГО ЛАЙНЕРА "ТИТАНИК".

Уиллер-Челленджер, обладатель пудовых кулаков и замашек провинциального дон-жуана, был любителем выпить по всякому поводу и даже без повода, причем предпочитал только вина, только красные, и только крепкие. Мы с ним изрядно нахлестались, пока я излагал суть проблемы, приведшей меня к нему. На другой день, когда мы с Уиллером собрались совершить поход по некоторым наиболее прославленным питейным заведениям лондонского Паддингтона, он объявил , что имеет что мне рассказать. Взамен он потребовал от меня обещания помощи Института Кладов в его дальнейших расследованиях, естественно, при условии что сведения, которые он мне намеревался предоставить, помогут моему делу.

Естественно, я согласился. И причерпнул от англичанина относительно "Джоконды", сведения, которые очень сильно отразились на всей моей даль нейшей работе по этому вопросу..."

Итак, всем известно, что "Титаник" в 1912 году был самым крупным и мощным кораблем в мире, даже однотипный с ним "Олимпик", принадлежавший той же самой компании "Уорд Лайн" был меньше своего собрата на целых 1000 тонн. По водоизмещению этот монстр превосходил все существующие на тот момент корабли не только гражданские, но и военные, и его рекорд был побит только 29 лет спустя, когда японцы спустили на воду свой бронированный сверх всякой меры суперлинкор "Ямато" водоизмещением 72000 т.

Для своих времен "Титаник", несомненно, являлся весьма впечатляющим кораблем. Длина его составляла 269 метров, ширина - почти тридцать. Расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы - 18.5 метров, или 53 метра от киля до верхушек его огромных труб. Короче говоря, этот лайнер был высотой с хороший пятнадцатиэтажный дом, и длиной в четыре городских квартала.

Наиболее интересной конструктивной особенностью лайнера являлись его водонепроницаемые переборки - несомненная новинка в тогдашнем кораблестроении. Также "Титаник" имел двойное дно и был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков, и непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых двух отсеков, а поскольку тогдашние конструкторы даже в самых кошмарных снах не могли себе вообразить несчастья хуже, чем пробоина в районе стыка двух отсеков, "Титаник" был объявлен НЕПОТОПЛЯЕМЫМ.

НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ "Титаник" спустили на воду со стапеля белфастской верфи судостроительной фирмы "Харланд и Вульф" 31 мая 1911 года. Следующие десять месяцев корабль достраивался у заводской стенки. Ходовые испытания "Титаника" были завершены 1 апреля 1912 года, а 3 апреля этот лайнер прибыл в английский порт Саутгемптон. Неделей позже он отправился в свой первый рейс в Нью-Йорк с заходом в Шербур во Франции и Куинстаун в Ирландии.

Из Куинстауна "Титаник" отбывает 11 апреля в два часа пополудни. На его борту - 1316 пассажиров и 891 член экипажа и обслуживающего персонала. По судовому расписанию команда должна составлять 892 человека, но один член команды перед самым отходом дезертирует с "Титаника", предоставив, таким образом, падкой на сенсации, связанные с "предсказаниями" публике возможность со вкусом посмаковать этот факт впоследствии. Однако в этой истории с дезертиром удивительного и таинственного ничего нет - как потом выяснилось, под видом кочегара на лайнер затесался уголовник, намеревавшийся скрыться от британского правосудия в Америке, но его "раскусил" судовой сыщик Кричтон, и преступнику пришлось срочно "съехать" на берег. Имя этого человека известно, но оно в нашу историю ничего не добавляет.

Итак, красавец "Титаник" вышел в океан, и сразу же развив 24-узловой ход (примерно 45 км. час.), взял курс на запад. До Нью-Йорка - пункта назначения - было немногим менее 3500 миль (6000 км) и около шести суток ходу. Но благодаря попутному ветру скорость лайнера увеличилась, и за три дня он преодолел почти две трети всего пути. Вечером 14 апреля на правом траверзе парохода находился Ньюфаундленд, до него было всего 500 миль (900 километров). За двадцать минут до полуночи "Титаник" сталкивается с айсбергом в точке с координатами 41*46'северной широты и 50*14' западной долготы. В борту лайнера появляется длиннющая щель, простирающаяся через абсолютно все водонепроницаемые отсеки. Морская вода быстро затапливает их, и с этим невозможно ничего поделать - такие повреждения просто не были предусмотрены конструкторами, и лайнер обречён.

Что было потом, более-менее хорошо известно из множества документов, которым вполне можно доверять - "Титаник" затонул через 2 часа и 40 минут после столкновения, еще через два часа спасшихся на шлюпках людей стал подбирать пассажирский лайнер "Карпатия", первый из кораблей, прибывших к месту катастрофы. Всего было спасено 705 человек - треть из числа, погрузившегося на "Титаник" в трех портах Саутгемптоне, Шербуре и Куинстауне. Среди погибших числятся в основном пассажиры 3-го класса, так как в связи с тем, что на лайнере не нашлось достаточного количества спасательных шлюпок, заботиться о них никто и не думал - даже наоборот, как выяснило следствие. В первую очередь заботились о спасении миллионеров и других видных пассажиров. Однако, как это ни удивительно, спаслись не все миллионеры, не говоря уже о более "мелких" богачах. Причины этому разные, но необычных среди них не попадалось, и потому мы сейчас своё внимание на них заострять не будем.

Интересовавший Картера Джеральд У.Пуддинг фигурирует в показаниях многих спасшихся пассажиров и членов команды, которые имеются в собрании Бэзила Уиллера. Уиллер, уяснив себе мотивы, на которых основывался интерес американского журналиста к этой личности, сделал прекрасную выборку из доступного ему материала, или попросту - компиляцию. В итоге Картер узнал о времяпровождении Пуддинга на "Титанике" вот что.

Джеральд Пуддинг проявил себя весьма замкнутым пассажиром, незнакомым ни одному из обитателей 1-го класса, в котором он путешествовал через Атлантику. Он сел на "Титаник" в Куинстауне, и до самого конца не выходил из своей каюты, сославшись на весьма распространенную среди многих пассажиров морскую болезнь. Стюард Джон Комптон приносил ему еду прямо в "номер", и все это время Пуддинг валялся в постели, разглядывая журналы, принесенные по его требованию Комптоном из библиотеки. В основном это были каталоги различных музеев, но среди заказов попалось и немало спортивных изданий, посвященных в основном автомобилям, яхтам, и даже был один журнал воздухоплавательной тематики, это стюард запомнил хорошо. При общении с Комптоном Пуддинг пытался шутить, правда, у стюарда создалось устойчивое впечатление, что его подопечный чем-то озабочен, и это никак не было связано с состоянием его здоровья. Впрочем, пассажир особых подозрений у стюарда не вызывал - мало ли чудаков он перевидал на своей работе? Особенно среди богатеньких...

Ночью 14 апреля, когда стало ясно, что "Титаник" терпит бедствие и может пойти ко дну, стюард вошел в каюту Пуддинга, чтобы предупредить его о катастрофе, и с удивлением обнаружил, что его пассажир уже одет, и стоит посреди каюты, направив на Комптона пистолет. Впрочем, скоро удивление сменилось злостью, после того как Пуддинг не совсем обоснованно обругал стюарда за то, что тот без стука ворвался к нему в каюту.

- Я бы мог застрелить вас, болван вы этакий! - заорал Пуддинг на стюарда.

Комптон разозлился еще больше.

- Во-первых, на лайнере оружие позволено иметь только офицерам экипажа! - огрызнулся он. - Я доложу об этом капитану...

Пуддинг что-то недовольно буркнул себе под нос и спрятал револьвер в карман брюк.

- Ладно... - примирительно заговорил он. - Что вам надо? Что-то случилось?

- "Титаник" столкнулся с айсбергом и получил пробоину. - ответил стюард. - Возможно, скоро мы пойдём ко дну, Я пришел, чтобы пригласить вас на шлюпочную палубу.

Тут он заметил, как Пуддинг побледнел.

- Ко дну?! - снова заорал американец. - Но идиоты из вашей компании уверяли меня, что этот корабль пустить ко дну невозможно!

Стюард только пожал плечами.

- Я лично вам , конечно, ничего такого не обещал. - терпеливо пояснил он. - Моя работа состоит лишь в том, чтобы заботиться о доверенных мне пассажирах при любых обстоятельствах и в любых условиях. А всю остальную интересующую вас информацию вы можете получить у капитана или его помощников.

Пуддинг снова выругался, затем в растерянности оглядел каюту.

- Если вы ищите спасательный жилет, - сказал Комптон, - то он вот в этом шкафчике.

И он сделал шаг к стенке возле двери.

- Какой жилет?! - злобно прошипел Пуддинг. - Вы что, с ума сошли? На улице мороз в тридцать градусов!

- Вы можете случайно свалиться за борт при посадке в шлюпку - напомнил стюард.

- Ладно, ладно! - отшатнулся от него Пуддинг и подвел итог: - Я сам прекрасно разберусь в том, что мне надо, а что нет. Спасибо за предупреждение.

И он выпроводил Комптона из каюты. Стюард услышал, как в замке двери повернулся ключ: Пуддинг закрылся в своей каюте. Только теперь, впервые за несколько дней, у стюарда шевельнулось какое-то подозрение, но это подозрение сейчас уже не играло абсолютно никакой роли - на корабле поднялась такая суматоха, что Комптона сейчас вряд ли бы кто-то слушал...

Через час стюард увидел Пуддинга на открытой палубе класса "А" с правого борта. Тот стоял в тени за надстройкой и наблюдал за тем, как в одну из шлюпок садятся пассажиры. Однако Пуддинг не делал никакой попытки даже приблизиться к этой шлюпке, но скорее, может быть, потому, что мужчин, кроме нескольких матросов-гребцов, в нее не пускали. Первыми эвакуировались, как всегда, женщины и дети. Вскоре Вскоре Пуддинг исчез с палубы, и стюард его больше не видел.

Зато видели Джеральда Пуддинга некоторые другие. Интересны воспоминания Кларенса Уайднера, закупщика из универмага Ньюгента из Сент-Луиса, который рассказывал опрашивавшим его в Нью-Йорке репортерам, что когда незадолго до столкновения небольшая группа полуночников, в которую входил и он сам, находилась в курительном салоне и резалась в бридж, кто-то заметил что-то по поводу странного пассажира из каюты №21 - имелся в виду именно Д.У.Пуддинг.

Один из игроков по имени Джек Болтон подтвердил: с того самого момента, как этот самый Пуддинг исчез за дверями своей каюты в Куинстауне, его больше никто не видел.

- Это очень странно. - резюмировал он.

- Но почему же, по вашему мнению, это так странно? - спросил Уайднер, тасуя колоду. - Может быть у человека морская болезнь?

Болтон не ответил, зато подал голос Гарри Виманн - молодой человек, сын известного американского издателя, возвращающийся домой в Филадельфию с модного швейцарского курорта в Давосе.

- А я видел как-то этого Пуддинга на приеме у князя Монако, и там был также этот самый... э-э...Бремертон...

- Нефтяной король? - удивился Болтон.

- Король - не король, - уклончиво ответил Виманн, - а мне показалось, что наш Пуддинг с Бремертоном на короткой ноге.

- Ну и что? - равнодушно заметил Уайднер.

- А то. - многозначительно произнес Виманн. - Бремертон остался в Европе, а Пуддинг несется сейчас на всех парах в Америку, занимая каюту именно бремертоновского калибра!

- Все ясно. - хихикнул Болтон. - Наверняка этот самый Пуддинг везёт какой-нибудь гостинец, прикупленный Бремертогом по дешёвке в Париже...

Уайднер не имел никакого представления о том, какие такие гостинцы могут возить подозрительныен пассажиры "Титаника" нефтяным королям типа Бремертона из Европы. Он хотел об этом спросить, но тут лайнер соприкоснулся с айсбергом и вздрогнул. Внимание сразу переключилось на другие вещи, и о Пуддинге в ту ночь больше никто не вспоминал.

Однако через два часа уже в шлюпке, которую нескольким матросам удалось стащить с крыши кают комсостава (это были складные парусиновые лодки) и с большими трудами спустить на воду, Уайднер спросил у стюарда Фишера, оказавшегося вместе с ним в шлюпке, что он знает про пассажира по имени Пуддинг?

Фишер оказался очень разговорчивым собеседником (даже слишком), и на него, по всей вероятности, не очень-то и угнетающе подействовали события последних часов, тем более что он был изрядно "на взводе", опустошив перед посадкой в шлюпку не одну бутылку спиртного из капитанских запасов. Фишер стал бойко рассказывать Уайднеру, что с Д.У.Пуддингом знаком - за два года до этого этот человек уже путешествовал через океан на кунардовском (судоходной компании "Кунард") лайнере "Карпатия", а Фишер, перед тем как его переманили в компанию "Уайт Стар Лайн", тоже работал на этом корабле. По словам Фишера, Пуддинг был нелюдимый человек, по крайней мере никакого удовольствия из путешествия на самом большом и самом роскошном лайнере на свете извлекать не желал, кроме того про его подозрительную замкнутость твердил и стюард, обслуживавший Пуддинга. А подозрительная замкнутость странного пассажира заключалась в том, что он ни на минуту не покидал каюты, и никого в нее не пускал, за исключением стюарда и какого-то полковника в штатском, имя которого он уже позабыл, так вот, они с этим самым полковником запирались в каюте, а что они там делали - одному черту известно... Полковник тот, правда, был не таким нелюдимым, как Пуддинг, и однажды, изрядно выпив на торжественном вечере, устроенном капитаном в честь своего дня рождения, перетанцевал абсолютно со всеми дамами, которые только были в зале - а было их навалом - не избежала этой участи даже молодая жена старого американского еврея-миллионера Флемминга , этот Флемминг - ревнивый, как бешеная собака, но он даже не пикнул, когда этот франт-полковник отнял у него даму: из этого следует, что полковник - шишка великая, по крайней мере можно было нисколько не сомневаться в том, что за ним стоял кто-то, с кем Флеммингу очень не хотелось ссориться, и т.п. и т.д....

(Впоследствии Картеру удалось все же выяснить, что еврею-миллионеру очень не хотелось ссориться именно с Бремертоном, потому что интересы этих магнатов пересекались в таких сферах, где ревность для промышленника является непозволительной роскошью. Из этого всего можно было вполне определенно заключить, что таинственный полковник, описанный стюардом Фишером, является ни кем иным, как самим "полковником Абрамсом"...)

Разговорчивый Фишер рассказывал всякие байки до того самого момента, как их шлюпку чуть не перевернул незаметно подплывший утопающий - он схватился за планширь борта с таким проворством, что шлюпка зачерпнула изрядное количество воды. И хоть места в этой шлюпке уже не было, нового пассажира втащили в неё и погребли прочь от места крушения, чтоб ее не перевернул какой-нибудь другой "утопленник". Фишера Уайднер больше не слушал, потому что начал замерзать - на нем было только лёгкое пальто, предназначенное для прогулок по весеннему Нью-Йорку, да летние туфли. Когда шлюпку подобрала подошедшая "Карпатия", Уайднеру тем более было не до Пуддинга - он проспал в тепле и уюте всю дорогу до Америки.

ДАЛЬШЕ




В "ДЖОКОНДУ"-ПУТЕШЕСТВЕННИЦУ

В РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО 

В ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

THE X-FILES 









Хостинг от uCoz