ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА


АРКТИКА и АНТАРКТИКА




Двое со шхуны «Maud»

Их трагическую загадку Арктика хранит и по сей день

Двое со шхуны «Maud»

История полярных походов и мореплаваний знает немало драм и трагедий. Одна из них увековечена двумя памятниками на Диксоне. Мне трижды довелось побывать здесь, и всякий раз крест и гранитный знак на скалистом берегу пролива Превен заставляли размышлять о случившемся на шхуне «Maud».

В июле 1917 года на верфи близ норвежской столицы на воду было спущено новое судно, которое нарекли «Maud». Построенная по заказу и на деньги арктического исследователя Руала Амундсена, шхуна по водоизмещению почти вдвое превосходила нансеновский «Fram», но «унаследовала» его «яйцеобразную» форму корпуса, способного выдержать сильные сжатия льдов. Парусное вооружение корабля дополнялось двигателем высокой по тем временам мощности - 240 лошадиных сил.

Плавание предстояло сложное и длительное, даже по меркам сегодняшнего дня: не только пройти Северным морским путем с запада на восток, но и, сознательно подчинившись воле льдов, дрейфовать в широтах Центральной Арктики. Забегая вперед, скажу, что экспедиция на «Maud» продолжалась шесть (!) лет. В составе экипажа на шхуне, помимо уже известного Руала Амундсена, покорителя Южного полюса и Северо-Западного Канадского прохода, были еще 8 человек. Экспедиция являлась крайне малочисленной. Однако Амундсен принципиально не брал на борт много людей. Он исходил из расчета, что в коллективе все и каждый должны быть загружены работой, и по возможности разнообразной. В этом он видел одно из действенных средств борьбы с психологической депрессией, которая, как известно, погубила не одну экспедицию в безлюдных районах планеты. Четверо из восьми уже участвовали в предыдущих скитаниях Амундсена. На борту был единственный научный сотрудник, тогда еще молодой Харальд Свердруп, впоследствии ставший одним из самых известных ученых Норвегии. К слову, именно ему пришлось выполнять самые разнообразные обязанности - лаборанта, метеоролога, океанографа и... кока.

24 июня 1918 года шхуна вышла в море. Ровно через месяц «Maud» вошла в пролив Югорский Шар. Здесь к экспедиции присоединился Геннадий Олонкин - русский радиотелеграфист местной полярной станции. Плавание продолжилось. Опасения, что в восточной части Карского моря встретятся сплоченные льды, не оправдались, и уже 9 сентября шхуна миновала мыс Челюскина, благополучно оказавшись в дальней Арктике. Первая часть плана была выполнена. Остановившись 13 сент�